Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Почему история учит тому, что ничему не учит?

Тут некто brother2 в комментах к статье О "патриотизме" горожан написал, что "высшие приматы стаей на стаю воюют и низших геноцидят".

Каждый видит только то, что он желает видеть, и не замечает того, что видеть не желает. А ведь при желании можно увидеть и совсем иную картину. Вот, например, цитата из Мюррея Букчина, приведённая С.Фомичёвым:

"Наши ближайшие эволюционные родственники, человекообразные обезьяны, как правило, полностью опровергают эти предрассудки об иерархии. Из четырех человекообразных обезьян, гиббоны вовсе не имеют очевидной системы «рангов». Шимпанзе, по мнению многих приматологов наиболее человекообразные из всех обезьян, формируют настолько подвижные типы «стратификации» и (в зависимости от экологии ареала, которая может быть в значительной степени нарушена исследователями) создают настолько неустойчивые типы ассоциации, что слово иерархия становится препятствием для понимания их поведенческих характеристик. Орангутаны, похоже, обладают немногим из того, что можно было бы назвать отношениями доминирования и подчинения. Горные гориллы, несмотря на свою грозную репутацию, проявляют очень мало «стратификации», за исключением ситуаций угрозы хищника или внутренней агрессии.

Все эти примеры, помогают подтвердить сетования Элизы Боулдинг (Elise Boulding) о том, что «модель поведения приматов» предпочитаемая чрезмерно иерархическими и патриархальными авторами, пишущими о параллелях между животными и человеком, «основывается скорее на бабуинах, чем гиббонах». В отличие от бабуинов, отмечает Боулдинг, гиббон ближе к нам физически и, можно добавить, согласно эволюционной шкале приматов. «Наш выбор модели роли приматов явно культурно детерминирован».


То есть современные люди, оправдывая государственный диктат и самодержавие самодурство "сильных мира сего", склонны видеть это самодурство и в животном мире. Оно, конечно, там имеет место быть, но оно не тотально и не всеобъемлюще. Природа предоставляет и иные образцы поведения. В качестве примера можно привести шимпанзе бонобо.

Да и про бабуинов не всё так однозначно. vsegda_tvoj в Удивительный эксперимент с неоднозначным выводом
сообщает следующее:

"В 2004-м году исследователи, наблюдающие за группой бабуинов, обнаружили, что обезьянья культура может кардинальным образом измениться к лучшему. И всё, что для этого требуется — сведение доминирующих самцов до минимума.

Жизнь у бабуинов не сахар. Если бабуин не станет жертвой льва или охотника, его почти наверняка через какое-то время убъёт другой бабуин. Причём это даже не будет бабуин-враг. Драки внутри группы — обычное дело для этих обезьян: доминирующие самцы регулярно набрасываются на более слабых самцов, а также на самок и детёнышей. Что касается подчинённых, то альфа-самцы искусно подпитывают их обиды, и пытаются объединить для того, чтобы сообща нападать на других доминирующих самцов.


У альфа-самца самый большой выбор друзей и еды. Если на территорию группы вторгнутся другие бабуины и станут покушаться на ресурсы группы, над ними быстро учинят расправу.

Как-то раз на одной из свалок в Кении, недалеко от туристической стоянки, появился мусор, заражённый туберкулёзом. Вскоре большинство доминирующих бабуинов в округе тоже заразились, и потому были уничтожены.

Группа, которую исследователи называли «Лесной отряд», продолжала жить со значительно поредевшим количеством самцов и с большим количеством самок и детёнышей.

То, что последовало вскоре, было замечательным культурным сдвигом. Драки в группе исчезли. А вот взаимная чистка и другие положительные социальные явления — появились.

Конечно, кое-какие конфликты всё ещё случались, однако сама культура насилия исчезла, «Лесной отряд» стал более мирным и любезным. Всё это случилось в начале 1980-го года. А отчёт об этом вышел только в 2004-м году, но даже спустя столько лет бабуины в «Лесном отряде» продолжали жить мирно. За это время к группе присоединились новые самцы, а большинство самцов, переживших вспышку туберкулёза, уже умерли от старости. Каким-то образом культура мирного сосуществования смогла прочно укорениться в группе.

Всё это сильно озадачивает, не правда ли? Описанное выше наводит на мысль, что и человеческое общество можно изменить к лучшему. Вот только для того, чтобы это произошло, пришлось бы уничтожить самых жестоких его представителей".


Оригинальная научная статья:
http://www.plosbiology.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pbio.0020106

То же самое применительно и к древним обществам. Там ведь тоже, при желании, можно "раскопать" примерчики и образчики хищного, звероподобного поведения. А можно "откопать" и совсем иное. Например, Википедия в статье "Законы Хаммурапи" сообщает: "Убийства в среде свободных вавилонян происходили очень редко, каждый такой случай становился сенсацией, а решение по такому делу веками переписывалось и изучалось в школах. На этом основании некоторые исследователи полагают, что § 1 Законов Хаммурапи трактует не о простых убийствах, практики по которым было крайне мало, а о причинении смерти чародейством". Так что для простого смертного жизнь в древнем Вавилоне 3750 лет назад была гораздо безопаснее, чем в нашем современном обществе.

Да, это к часто повторяемому трюизму: "история учит тому, что она никого ничему не учит". Она потому и не учит ничему конкретному, что, подобно Природе, содержит в себе всё - от образцов святого самопожертвования до образцов людоедства, и всякий людоед найдёт в ней массу примеров в своё оправдание. "А что, разве я один такой? Да история кишит людоедами! Да если хотите знать, мы, людоеды, являемся локомотивом прогресса! Да без нас человечество давно бы вымерло!"

Tags: братья наши меньшие, историософия
Subscribe

  • Революционер.

    "В Советской России пятиконечная красная звезда, согласно Кибальчичу, впервые была использована на военной форме кронштадтских моряков во главе…

  • Тупой психоанализ.

    "Согласно психоанализу, птица во всех мифологиях символизировала эрекцию, а змея - мужской половой орган", - говорит Ю. М. Бородай в своей…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments