Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Почему большие людские коллективы "опускаются" до стайного поведения?

Интересно, почему большие людские коллективы - армейские формирования, монастырские и прочие церковные конгрегации, светские государства - неизбежно "скатываются" до репрессий и террора по отношению к своим членам? Такой вопрос пришёл мне на ум после просмотра фильма "Сёстры Магдалины". Фильм основан, как говорится, на реальных событиях и повествует о приюте Святой Магдалины, исправительном учреждении для «падших женщин». Ни жалости, ни милости, ни сострадания, одни лишь угрозы и запугивания, переходящие в побои и заключение в дурдом, где людей превращают в "овощей".

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать небольшой экскурс в школьную систему образования. Как всем хорошо известно, ещё сравнительно недавно учителя, для поддержания дисциплины, применяли телесные наказания. В фильме "Дневник баскетболиста", который был поставлен по действительной истории, описанной в автобиографическом романе Джима Кэрролла, есть такой эпизод в американском колледже.

dnevnik-basketbolista-5

Да и я хорошо помню, что в моё школьное время учителя ещё позволяли себе меры физического воздействия к некоторым ученикам (исключительно к мальчикам). Доставалось и мне. "Грозой" школы был директор, и на его уроках (он преподавал черчение) можно было услышать, как муха пролетает, и усердно работали даже самые нерадивые ученики. Но можно было "схлопотать по шее" и от других учителей - мужчин: физрука, военрука. Причём, никто из "обиженных" мальчиков сопли не распускал и не жаловался на рукоприкладство, - в целом, считалось, что это в порядке вещей, что так должно и быть. А наша классная руководительница ещё при этом рассказывала нам с нескрываемым восхищением, что до революции в школьном коридоре сидел отставной солдат с толстым дрыном в руках, "для острастки", и как только учительница выставляла за дверь непослушного ученика, солдат хватал его и "драл, как сидорову козу", а он визжал на всю школу, и все слушали и "мотали себе на ус", как следует и как не следует вести себя в школе.

Дело в том, что в больших людских коллективах обязательно попадаются невменяемые, "отмороженные" экземляры, которые уговоров не понимают и "лезут на рожон". Во время полового созревания у мальчиков "гормоны играют", "моча ударяет в голову" и "отшибает мозги". Я и сам любил "паясничать" в присутствии девочек, чтобы они обратили на меня своё внимание: вот, мол, какой герой, - учителей не боится! Ну и что делать учителям в подобной ситуации? Отодрать за уши, привести в чувство. Это действовало отрезвляюще, как холодный душ. И я не в обиде на учителей; наоборот, считаю, что мало они меня "драли", надо было "драть" побольше.

Если в классе имеются вот такие "экземпляры", то учитель неизбежно вынужден обращать на них своё внимание, говорить с ними на их языке (другого они не понимают), "подтягивать" их до общего уровня. Таким образом, отношения между учителем и учениками постепенно опускаются на самую "нижнюю планку", как в солдатской казарме. А иначе нельзя. Иначе "классные шуты" совсем "распояшутся", будут дурковать "по полной", и тогда школа превратится в балаган [1].

Но такие же "экземпляры" попадаются не только в школе; они попадаются везде, где многолюдно. И в монастырях, в том числе, несмотря на строгий устав. Вот почему там, со временем, появляются свои монастырские тюрьмы. Кстати, а в настоящих тюрьмах есть карцеры, "тюрьмы в тюрьме". В армии же есть гауптвахта и дисбат.

То есть жизнь в больших людских коллективах неизбежно "опускается" до уровня самых низших представителей этих коллективов. Государство в этом смысле - не исключение. Когда едешь в городском автобусе и слышишь - "Уважаемые пассажиры! Убедительная просьба: держитесь за ручки и поручни сидений во время движения", - то чувствуешь, как с тобой обращаются как с каким-либо дебилом.

При этом легко можно заметить тенденцию: при увеличении численности коллектива увеличивается и центробежная сила, приводящая к "отрыву от коллектива" и обособлению отдельных его членов. Это хорошо видно на примере той же Церкви. Как известно, монашество получило бурный расцвет после Миланского эдикта 313 года, когда в Церковь повалили толпы язычников. Церковь сразу же "огрубела", и наиболее "тонкие" элементы обособились в монашеском движении. Потом, когда появились большие общежитийные монастыри, в них тоже воцарились грубые, казарменные отношения, и монахи из монастырей потянулись в скиты, где поменьше народа.

Вообще-то, религия - дело сугубо интимное, касающееся личных отношений человека и Бога. Иисус Христос говорил Своим ученикам: "где двое - трое соберётесь во имя Моё, там и Я посреди вас". То есть многолюдие вовсе не обязательно. В многолюдной толпе почему-то начинают функционировать законы животной стаи. Как только собирается какое-то критическое количество людей, они начинают вести себя неразумно, они подчиняются "паханам", а не мудрецам. О духовности же в такой "стае" смешно и говорить. И довольно часто такая "стая", вопреки тому, что говорится в св. Писаниях о кротости и милосердии, начинает сжигать на кострах ведьм и еретиков. Это потому, что в толпе находятся те самые "отмороженные" экземпляры; они создают свою иерархию, становятся "паханами" и диктуют толпе свою волю, используя закон Божий как "дышло". Тут интересно сравнить отношение к еретикам св. Нила Сорского, предводителя "нестяжателей", живших в скитах в Заволжских лесах, и Иосифа Волоцкого, предводителя "стяжателей", живших в больших подмосковных монастырях, там подвизалось большое  количество монахов – сотни. Так вот, скитские монахи-"нестяжатели" проявляли милосердие к еретикам, а "казарменные" монахи Иосифа Волоцкого выражали своё лютое негодование. Типа, "Смерть вредителям!"

Смерть вредителям

----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Между прочим, результаты проведённого компанией Times Educational Supplement  в 2012 году социологического опроса показывают, что жители Туманного Альбиона не видят иного способа утихомирить своих не в меру распоясавшихся детей, кроме как вновь ввести телесные наказания. По данным социологов, опросивших более 2000 родителей, 49% взрослых мечтают вернуть те времена, когда в школах активно применялись публичные порки и другие телесные наказания.

Tags: антропология, кино, размышлизмы, христианство
Subscribe

  • Утоли моя печали

    К рассказу "Тусклая боль". Иллюстрация А. Мендингера

  • Метаморфозы.

    Дети с попугаем. Взрослые с абсентом. А взрослые, - они же не инопланетяне, не с луны на землю свалились. Они раньше тоже детишками были...…

  • У самого синего моря.

    ... А развалины какого-то античного города вдали на пригорке молчаливо свидетельствуют о том, что много веков назад вот точно так же сидели на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment