Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Советское кино как "иконостас".

Имеется любопытный феномен в советском кинематографе - не всегда, но довольно часто роли отрицательных персонажей играют вполне симпатичные актёры. Сразу вспоминается "троица" Моргунов - Никулин - Вицин в фильме "Кавказская пленница", Андрей Миронов и Анатолий Папанов в "Бриллиантовой руке", Иннокентий Смоктуновский в "Берегись автомобиля". А какая прелесть для глаз в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"! И какие красавцы играют злодеев в фильме "Место встречи изменить нельзя"! Апофеозом этого феномена является фильм "Семнадцать мгновений весны", где "партайгеноссе" Мюллер и другие нацистские боссы играются актёрами с красивыми, добрыми лицами.

А что такое лицо и - особенно - глаза? Это - отражение души. Добрая душа налагает на лицо свой оттиск, "печать", и человек с такой "печатью", даже физически некрасивый, как, например, Зиновий Гердт, становится прекрасен какой-то внутренней красотой, как бы "светится" изнутри. Вот такие "светлячки" и играли злодеев в советском кино.

Кстати, я тут на днях просмотрел фильм "Франциск" о жизни святого Франциска Ассизского, с Микки Рурком в главной роли. При всём моём уважении к Микки Рурку, ну не "тянет" он роль святого. Вот в роли частного детектива Гарри Эйнджела в фильме "Сердце Ангела" он смотрится гораздо органичнее. Там чувствуется, что это - его роль, а в роли святого Микки Рурк - это нонсенс. И здесь давайте вспомним эпизод из фильма "Бриллиантовая рука", где Андрей Миронов идёт по воде со знаменем из трусов Лёлика.

Геша Козодоев

А как он перед этим крестик прятал под футболку?! Вот он - Андрей Миронов - подошёл бы на роль Франциска гораздо лучше Микки Рурка.

Ныне, в постсоветском кинематографе, мы больше не наблюдаем сей удивительный феномен. Ныне мерзавцев играют мерзавцы. Ну, может быть, не совсем мерзавцы, а только мерзавчики, но - что однозначно - у них у всех нет личности. Раньше она была; что ни актёр - то личность. А теперь исчезла. И вместе с исчезновением личности исчезла прелесть кино. Теперь многие с ностальгией смотрят старые советские фильмы. Почему? Потому что там были красивые лица. Люди любуются этими лицами, которые показывают им образцы человечности. Быть Человеком - это красиво, чёрт возьми! Это заразительно!

Вот такой парадокс: в атеистической стране, вынесшей лики святых из храмов, эти лики "переселились" в кинематограф. В моём детстве, я помню, многие собирали коллекции открыток с изображениями советских актёров и актрис. У многих людей был свой домашний "иконостас". Это было всеобщей потребностью - любоваться "ликами" внутренне красивых людей, и, я думаю, что советская власть интуитивно угадала эту потребность и намеренно культивировала её в кинематографе. Хотя, наверно, сейчас уже и невозможно сказать, как именно появился этот феномен, "сверху" или "снизу", как невозможно ответить, что было раньше - курица или яйцо.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments