Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

О монофизитском уклоне в христианстве.

Николай Бердяев в своём исследовании "Смысл творчества" пишет о том, что "в святоотеческом христианстве был монофизитский уклон [1], робость в раскрытии человеческой природы Христа... Этот уклон свойствен всему христианству..."

И действительно, очень часто можно услышать и прочитать, что Иисус Христос был истинный Бог; а вот про то, что Он был истинным Человеком, умалчивается, как будто из-за боязни "оскорбить" Божество.

Отсюда понятно, что центральным образом в православной иконографии Христа является Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρвсевластный, всесильный). Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — «Спас в силах», центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных». К иконографическому типу Спас Вседержитель итносится и икона Спас Ярое око.

Спас Ярое око

Однако возможен и другой образ Иисуса Христа:

mosika_901_00001

На нём Иисус изображён скорее как Сын Человеческий, чем Сын Божий. Но таких образов в русском православии крайне мало, и на общем фоне они выглядят маргинально.

Хотя, если разобраться, то в раннем христианстве доминировал именно такой образ Иисуса. Я имею в виду образ Доброго Пастыря. Иисус Христос изображался в виде простого деревенского пастуха.

Дмитрий Мережковкий в своём исследовании "Иисус Неизвестный" сообщает:

"В апокрифическом евангелии эбионитов, "нищих Божиих", самых ранних учеников Иисуса, написано: "... И когда (Иисус) выходил из воды, глас был с неба, глаголющий: "Ты - Сын Мой; ныне (в день сей) Я родил Тебя" [2]. И тотчас осиял то место свет великий."

"В день сей Я родил Тебя" - это по-гречески, а на родном Иисуса и матери Его, арамейском языке, где слово "Дух" - женского рода: "Я родила Тебя". Матерь Небесная , Дух, так говорит в вечности; так же могла бы сказать и матерь земная, Мария, во времени.

Память арамейского подлинника сохранилась и в наших канонических Евангелиях, где образ Духа - не "голубь", а "голубка" (греч. peristera)."

Теперь зададимся вопросом - а для чего вообще нам нужна и важна человеческая ипостась Иисуса Христа? - и попытаемся на неё ответить.

Для начала представим, что в Иисусе Христе, как учат монофизиты, ничего человеческого нет; Он есть всецело воплощённый Бог. Но в чём тогда заключается Путь спасения? А никакого Пути вовсе и нет. Ибо следовать можно лишь за человеком, а за Богом никто из людей следовать не может. Как говорится, неравные весовые категории.

И всё же Путь спасения есть! Он отчётливо виден в самом древнейшем из всех канонических Евангелий. Главное в Евангелии Марка - земной путь Иисуса. Марк хотел поместить в центре своей керигмы земной путь Иисуса, сопротивляясь тенденции сделать само Воскресение, а не Крест центром провозвестия. Для Марка крайне важно, чтобы Иисус был понят прежде всего как страдающий Сын человеческий. Иисусу, Сыну человеческому, надлежало пройти путь, который вёл Его через страдания к славе Сына Божьего, и поэтому верующим, если они действительно стремятся жить по-христиански, необходимо следовать за Иисусом по этому же пути страданий. Именно у Марка императив "Следуй за Мной!" (формула призвания учеников - 2:14; 10:21; ср. 8:34) приобретает особый вес: в нём становится прозрачной мысль, что быть учеником Иисуса - это не только принимать Его учение, но также и отождествлять себя с жизненным путём и судьбой Учителя; ученик должен идти по стопам Учителя - "след в след".

За Богом идти "след в след" нельзя, невозможно, а за человеком - возможно. Этот Человек и есть Иисус Христос. Без человечности Иисуса Христа пропадает сам смысл христианства и суть его.

Православные, вы веруете в Бога? Ну так мусульмане с иудеями тоже веруют в Бога. И даже бесы "веруют и трепещут". В чём же тогда ваше отличие от мусульман?

Очевидно, это отличие лишь в том, что христианин идёт по стопам Учителя Иисуса Христа, а мусульманин не идёт.

А если христианин не идёт, не подражает Иисусу Христу? Тогда существенной разницы нет.

------------------------------------------------------------------------------
[1] Из Википедии: "Монофизи́тство (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество»), или Евтихиа́нство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Монофизитство, как учение, отрицающее подлинное человечество Иисуса Христа и почитающее его только Богом, не исповедуется ни одной исторической церковью. То есть, это учение признаётся ересью и отвергается всеми без исключения традиционными христианскими конфессиями, как халкидонской богословской традиции (Католической, Православной, подавляющим большинством Протестантскиx церквей), так и традиций нехалкидонских (Древневосточных церквей).

[2] Так, по древнейшему, доканоническому чтению, написано у Луки, а, вероятно, и у Марка, вместо нашего канонического: "Ты - Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Лк. 3:22). Чтение это - "Ты - Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (ср.: Пс. 2:7; Мф. 3:17; Мр. 1:2) - неопровержимо засвидетельствовано всеми Отцами Церкви до lV века, когда оно было заменено позднейшим каноническим, потому что то, древнее, казалось уже догматически опасным, "соблазнительным", по слишком явному противоречию с догматом Бессеменного зачатия.
Tags: христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments