Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Человек - "хамелеон".

подражание

Мы, люди, всю жизнь только тем и занимаемся, что подражаем кому-то. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно. Дети подражают взрослым. А взрослые?

"Мещанство победит и должно победить", - писал Герцен в 1864 году в статье "Концы и начала". "Да, любезный друг, пора прийти к спокойному и смиренному сознанию, что мещанство - окончательная форма западной цивилизации". "За большинством, теперь господствующим (то есть за большинством капиталистического мещанства), стоит ещё большее большинство кандидатов на него (то есть пролетариата), для которых нравы, понятия, образ жизни мещанства - единственная цель стремления; их хватит на десять перемен. Мир безземельный, мир городского пролетариата не имеет другого пути спасения и весь пройдёт мещанством, которое в наших глазах отстало, а в глазах полевого населения и пролетариев представляет образованность и развитие".

Как видим, у пролетария есть свой образец для подражания - мещанин. У мещанина - буржуа. У буржуа - "высокородное" дворянство, и т. д. В карикатурном виде это изображено в сказке Пушкина "О рыбаке и рыбке". Там старуха в конце концов захотела жить как "столбовая дворянка".

Ну, это основной, "магистральный" путь подражания. Есть и другие, альтернативные пути. Диоген Синопский, например, подражал богам, которые ни в чём не нуждаются. Апостол Павел говорил своим ученикам: "Умоляю вас, братия, подражайте мне, как я - Христу".

Это - примеры осознанного подражания. Гораздо чаще встречается подражание бессознательное. Практически вся современная мода "вытекает" из этого подражания. Вначале, невесть откуда, в обществе появляются некие тенденции, а потом уже дизайеры и производители одежды "улавливают" их и разрабатывают модные бренды. Если то, что предлагают дизайнеры, не найдёт отклика у потребителей, то производитель понесёт убытки вплоть до разорения. Так что все дизайнеры стараются минимизировать риски и большую часть коллекции делать с таким расчётом, чтобы угадать спрос. Но почему спрос ежегодно меняется? Очевидно, спрос возникает из потребности подражания какому-то новому образу, который появился в массовом сознании. С такими яркими молодёжными субкультурами, как, например, хиппи, всё просто, ибо хорошо видно, "откуда ноги растут" у этой субкультуры. А вот с обычными молодёжными модами, сменяющимися чуть ли не ежегодно с калейдоскопической скоростью, разобраться не так легко. Но всё равно, при желании, можно найти тот "оригинал", которому подражают модницы и модники.

Вопрос архиважный и архисложный: а кому подражали древние гоминиды? Результат этого подражания мы видим налицо: это человек разумный, Homo sapiens, появившийся на Земле около 40 000 лет назад. Но ведь был какой-то образец, или образ колоссальной притягательной силы, подражая которому, гоминиды превратились в людей. Что это было? Или: кто это был?
Tags: антропология, культурология
Subscribe

  • "Переломный" 1915 год.

    Государство Урарту в период наивысшего расцвета в правлении последнего царя Сардури, сына Аргишти. VIII век до н.э. Области проживания…

  • Тяжёлое наследье римского режима.

    Марс - самый древний и самый почитаемый из италийских богов. По словам поэта Овидия, "Выше всех прочих богов почитали в древности Марса:…

  • Сценарий для фильма.

    У nordsky в " Катюша — легенда из морской пехоты" прочитал историю легендарной Екатерины Михайловой — девушки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments