Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Польза и вред от государства.

Вчера слушал аудиокнигу "История государства российского" Бориса Акунина. Первый том про древнерусское государство.

Там много говорится про "разборки" древнерусских князей: "обиженные" князья (или ставшие в позу "обиженных") довольно частенько отправлялись в Скандинавию, на родину своих предков, набирали там дружину варягов-головорезов и спускали этих "псов" на своих "обидчиков". Как, например, "святой равноапостольный" князь Владимир Святославич, креститель Руси. Наёмные "псы", понятное дело, грызли не столько князя-"обидчика", сколько его княжество.

Потом в степях на границе с Русью появилась половецкая орда. И древнерусские князья, ничтоже сумняшеся, нанимали уже степняков-половцев для разграбления древнерусских городов. Задумал, например, какой-нибудь мелкий Изяслав соседнее княжество у Мстислава "отжать", а силёнок маловато. Ну, и едет Изяслав в орду и говорит половцам: "мы вместе легко одолеем Мстислава; вам его город на разграбление, а мне - что останется после вас, авось бабы ещё нарожают холопов".

Эта схема повторялась множество раз. Древнерусские государи нанимали ещё и поляков, чтобы грабить и разрушать Русь. Отметился в этом постыдном деле и "святой благоверный" Александр Невский. В 1252 году его брат Андрей предложил Александру присоединиться к союзу против татар, но Александр донёс на него хану. И сам же Александр повёл на Русь орду Неврюя для расправы над Андреем (см. Неврюева рать), но тот успел сбежать в Швецию. В Орду было уведено «бещисла» людей, коней и скота. Александр же за верную службу получил от хана княжество Андрея и ярлык "великого князя".

Да, и тут невольно задумаешься о смысле и назначении государства. Если спросить прохожего на улице - "зачем нужно государство?", - то, он, почесав "репу", наверно скажет что-то вроде того, что государство существует для защиты народа от завоевателей. Хм, а сколько раз сами же государи приводили завоевателей на Русь?! Да и главной причиной для всех войн всегда являлись "разборки" между самими государями. Ну, в самом деле: ведь никогда же не было такого, чтобы простой русский Иван, лёжа на печи, вдруг вздумал бы пойти и "воевать" немецкого Ганса или французского Жака. А государи - запросто. И если на одну чашу весов положить пользу от государей, как защитников земли русской, а на вторую чашу положить вред от них, как разорителей этой самой земли, то неизвестно ещё, какая чаша перевесит.

И ещё одно замечание: не бывает и не может быть святых князей. "Святой князь" - это оксюморон типа "горячего льда". Незря же Спаситель говорил: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Бога".
Tags: Древняя Русь, государство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments