Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О релятивизме человеческой природы.

Итак, продолжим наши попытки "уловления" того, что можно назвать самой сутью человеческого в человеке, того, что отделяет человека от животных и возвышает его над животным миром, наделяя его статусом "царя природы".

В предыдущей статье - "Неуловимость" сути человека - ничего "уловить" не получилось. Собственно человеческого "ядра" или "стержня", которое существовало бы у него от самого рождения, у человека, по-видимому, нет. Всё то ценное, что в нём есть - сознание, ум, личность, душа, дух - он приобретает (или не приобретает) по жизни. Поэтому вполне можно говорить о релятивизме человеческой природы. Человек рождается как "губка" для впитывания влаги. Эта "губка" может, к примеру, пролежать всю жизнь без дела и ничем не пропитаться [1]. А если и пропитается чем-нибудь, то совсем не факт, что это будут французские духи "Шанель № 5".

Chanel № 5

Жидкостей много всяких, в том числе и дурно пахнущих.

Кстати, ап. Павел во втором послании к Тимофею, сравнив людей с сосудами, сказал, что "в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении". То есть эти сосуды предназначены для испражнений - мочи и кала. Так что человек может впитывать в себя говно всякое и быть по жизни "дерьмоносцем".

Собственно, внутреннее содержимое человека, то, чем он пропитался по жизни, и определяет его суть. Тогда, выходит, что все люди - различного достоинства. Если же не принимать в расчёт это внутреннее содержимое, качество наполнения человека, тогда все люди будут одинаковыми, как какие-нибудь хомячки или морские свинки.

Однако, для определения качества внутреннего содержимого человека требуется некая общепризнанная система координат, говорящая, "что такое хорошо и что такое плохо". Без этой системы невозможно отделение "духоносцев" от "дерьмонсцев". Помнится, в детстве мы, мальчишки, сопротивляясь учительскому диктату, распевали во всё горло:

"А нам всё равно:
Что - повидло, что - говно".

Как видим, система распознавания внутреннего содержимого человека держится в мире буквально "на соплях", на "честном слове", и готова "слететь" при малейшем усилии. Ну, она и слетала в истории много раз. Последний наглядный пример - советский эксперимент в 20-х, 30-х годах XX века.

революция

Итак, мы пришли к выводу о релятивизме человеческой природы, о том, что человек от рождения является tabula rasa [2] и что на земле он является игралищем страстей, стихий и духов. Христианское представление о борьбе между Христом и Антихристом и о том, что люди являются "пешками" на поле этой битвы, по-моему, сильно редуцирует и упрощает суть дела. На мой взгляд, языческое многобожие более полно отражает "хамелеонское" многообразие человеческой природы. Правильно подметил Достоевский, что люди могут совмещать в себе «идеал Содомский» и «идеал Мадонны» [3]. Люди, как правило, в течение жизни своей многократно меняют "идолов". И верх человеческого абсурда проявляется в том, что, порой, они убивают тех идолопоклонников, которые не успели вместе со всеми "перестроиться" и продолжают поклоняться старым "идолам".

--------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] В принципе, все дети, и особенно ленивые мальчишки, склонны именно к такому поведению. Их заставляют "пропитываться" в школе, совершают над ними ментальное изнасилование, а они сами вовсе не стремятся к этому. Поэтому поговорка "ученье - свет, а неучёных - тьма" будет актуальна всегда.

[2] В буквальном смысле — чистая, выскобленная доска, то есть пустая доска.

[3] "...иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны..."
Tags: антропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment