Тут я намедни увидел в городском автобусе объявление, предупреждающее водителей о том, чтобы они были особенно внимательны по отношению к подросткам. Будто бы есть такая смертельно опасная игра - "Беги или умри", - и подростки могут внезапно перебегать дорогу прямо перед транспортом.

Источник картинки
Вообще-то эта "игра" является лишь крайней, экстремальной формой т. наз. паркура. Как говорится в Википедии, "сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера". Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия, и любое препятствие можно преодолеть». Ну, то есть, зачем искать калитку, если можно перепрыгнуть через забор? Зачем обходить дом стороной, если можно, уподобившись человеку-пауку, вскарабкаться на него и перейти на другую сторону по крыше?

Источник картинки
Бороться с этим сумасбродством так же бесполезно, как бороться с самим духом молодости. Невозможно посадить этот дух в бутылку, как какого-нибудь сказочного джинна, запечатать и выбросить в море. Но можно было бы попытаться "канализовать" все эти рискованные "игры", направив их в русло давно позабытых в современном мире подростковых инициаций.
Что это такое и "с чем это едят", ныне почти никто не знает. Однако, если ознакомиться с этим древнейшим феноменом, хотя бы по тэгу "инициация" в моём блоге, нельзя не поразиться удивительной близости современных рискованных игр и древних обрядов посвящения. Этих обрядов ныне нет, но сами дети - чисто бессознательно - стремятся к переживанию того опыта, который имели древние подростки в традиционных обществах. Я об этом писал и в Про "посвящение в студенты" КемГУ, и в Служба в армии как псевдоинициация, Служба в армии как псевдоинициация (2), и в "Королевская ночь" как псевдоинициация, и в статьях Игра в "классики" и Суррогатная инициация в "Балладе о детстве" Высоцкого. В статье Детские приготовления к инициации я написал: "Удивительно и поразительно, что наши дети, ничего не зная ни о Спарте, ни о посвящениях, тем не менее бессознательно воспроизводят из поколения в поколение все внешние формы инициатических обрядов". Но они делают это вслепую, по наитию, и из-за своего незнания, неведения часто создают карикатурные формы этих обрядов. Такими уродливыми формами, бесусловно, являются все эти игры типа "Беги или умри". Взрослым дядям и тётям надо было бы предложить им красивую и безопасную альтернативу, но они в сей области полные профаны. Всё, на что они способны, это запрещать да строить убогие детские площадки во дворах.
Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть к дурным детям в добропорядочных семьях, мы теперь можем взглянуть на их поведение под иным углом зрения. Они часто "ищут приключений на свою задницу" не просто из-за какой-то "вредности", как это кажется на первый взгляд, но и из-за бессознательного стремления пережить главный опыт жизни, опыт приобщения к силам потустороннего мира.
Несколько лет назад я смотрел фильм "Канатоходец", основанный, как говорится, на реальных событиях. Меня поразило то, что когда сей канатоходец лежал на канате между двумя небоскрёбами-"близнецами" ВТЦ в Нью-Йорке, он вдруг увидел парящего орла над собою.

И тут я позволю себе привести пару цитат из работ Карлоса Кастанеды: ""Дон Хуан сказал, что древние видящие смогли увидеть неописуемую силу, являющуюся источником бытия всех существ, хотя для этого им и приходилось подвергать себя невероятным опасностям. Эту силу древние видящие назвали Орлом, поскольку те немногие взгляды мельком, которые позволили им увидеть эту силу, создали у них впечатление, что она напоминает нечто похожее на бесконечно огромного черно-белого орла. Они увидели, что именно Орел наделяет осознанием. Он создает живые существа таким образом, чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное от него вместе с жизнью. И еще они увидели, что именно Орел пожирает обогащенное осознание, отбирая его у существ в момент их смерти." "Сила, правящая судьбой всех живых существ, называется Орлом. Не потому, что это орел или что-то, имеющее нечто общее с орлом либо как-то к нему относящееся, а потому, что для видящего она выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность".
Как известно, шаманы во время своей "шаманской болезни", прежде контакта с Орлом, тоже совершают всякие "сумасбродства". Но там, по крайней мере, они "в теме" и понимают, "что к чему". И это понимание, приобщение к Традиции, помогает им безопасно пройти все испытания. Нынешних же подростков, находящихся вне Традиции, можно сравнить с самыми-самыми первыми первобытными людьми, ещё до Традиции, которые, как дети малые, всё совали себе в рот, на свой страх и риск, и часто приобретали драгоценный опыт и знания ценою собственной жизни. Если б были сейчас какие-нибудь Элевсинские мистерии или что-нибудь типа того, тогда, безусловно, не было бы всех этих сумасбродств, как не было их в древнем мире. Но раз мистерий больше нет, мы имеем их грубый суррогат в виде подростковых сумасбродств. Как говорил Роман Карцев, "Раки вчера были по 5, но большие, а сегодня по 3, но маленькие".