Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О страхах "грозных" царей.

Прочитал у igumen_nektariy в Страшны те, кто боится:

"Попалось в воспоминания Д. С. Лихачева: "Террор основан на боязни. Тиран боится своих подчинённых. Вот, что такое тирания, основа тирании".
Такая простая, естественная и вместе с тем верная мысль. Точнее - опыт.
Страшны те, кто боится.
"

Книга Роберта Конквеста "Большой террор" - одна сплошная иллюстрация этой мысли.

Книга Гая Светония Транквилла "Жизнь двенадцати цезарей" тоже пестрит подобными иллюстрациями. Вот, например, цезарь Калигула: "Росту он был высо­ко­го, цве­том лица очень бледен, тело груз­ное, шея и ноги очень худые, гла­за и вис­ки впа­лые, лоб широ­кий и хму­рый, воло­сы на голо­ве — ред­кие, с пле­шью на теме­ни, а по телу — густые. Поэто­му счи­та­лось смерт­ным пре­ступ­ле­ни­ем посмот­реть на него свер­ху, когда он про­хо­дил мимо, или про­из­не­сти нена­ро­ком сло­во «козёл»." <...> "Здо­ро­вьем он не отли­чал­ся ни телес­ным, ни душев­ным. В дет­стве он стра­дал паду­чей; в юно­сти, хоть и был вынос­лив, но по вре­ме­нам от вне­зап­ной сла­бо­сти почти не мог ни ходить, ни сто­ять, ни дер­жать­ся, ни прий­ти в себя. А помра­чен­ность сво­е­го ума он чув­ст­во­вал сам, и не раз помыш­лял уда­лить­ся от дел, чтобы очи­стить мозг." <...> "Есть осно­ва­ния думать, что из-за помра­че­ния ума в нем и ужи­ва­лись самые про­ти­во­по­лож­ные поро­ки — непо­мер­ная само­уве­рен­ность и в то же вре­мя отча­ян­ный страх."

Понятное дело, что Калигула постоянно чувствовал себя "не в своей тарелке", что он занимает не своё место. Он же видел, что вокруг имеется много людей, более него достойных звания цезаря. Потому-то он и терроризировал всех, в ком только мог заподозрить наличие собственного мнения. Для этого плешивого "козла" все умные и красивые люди казались заговорщиками, и он объявил им всем превентивную войну. "Мно­гих граж­дан из пер­вых сосло­вий он, заклей­мив рас­ка­лен­ным желе­зом, сослал на руд­нич­ные или дорож­ные работы, или бро­сил диким зве­рям, или самих, как зве­рей, поса­дил на чет­ве­рень­ки в клет­ках, или пере­пи­лил попо­лам пилой, — и не за тяж­кие про­вин­но­сти, а часто лишь за то, что они пло­хо ото­зва­лись о его зре­ли­щах или нико­гда не кля­лись его гени­ем."
Tags: государство
Subscribe

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Химба: "анархисты" пустыни Намиб.

    Л. М. Управителева в своей книге "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" (2002, с. 34) сообщает: "В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments