Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О главном противостоянии XX века.

История XX века есть история противостояния Англии и Германии. Обе мировые войны надо рассматривать как два смертельных поединка между этими принципиально различными моделями общества. Все остальные участники мировой бойни, в том числе и СССР, были лишь союзниками двух противоборствующих государств.

Англия явила миру либеральную модель общества, получившую свой наиболее выразительный тип в Соединённых Штатах Америки XlX века. В утрированно-карикатурном виде это общество можно наблюдать в многочисленных фильмах о Диком Западе. Там вы нигде не встретите государственного чиновника или бюрократа, будто и вовсе нет никакого государства (то есть оно, конечно, есть, но где-то очень далеко, в Вашингтоне). Люди живут сами по себе, и из своей же среды избирают шерифа, чтобы он за порядком следил.

Иную модель общества явила Германия. С 1870 года немцы были одержимы желанием создать идеальное, совершенное государство. Второй Рейх и, особенно, Третий Рейх явились проекциями такого государства. Если в английской модели общества каждый живёт "для себя", на свой страх и риск, то в немецкой модели каждый живёт для государства: кайзер такой же слуга государства, как простой солдат. Все члены такого общества являются "винтиками" единого государственного механизма.

Нетрудно заметить, что Россия до революции 1917 года была гораздо ближе к немецкой, нежели английской, модели общества. Особенно заметно это было во время первой мировой войны, когда царь Николай ll ходил в солдатской шинели и всем своим видом показывал, что он является одним из "винтиков" государственной военной машины.

Николай

Сближало Россию и Германию также обоюдное стремление к государственному социализму. В России это стремление реализовалось в Февральской революции и в большевистской "диктатуре пролетариата". В Германии же оно приобрело формы национал-социализма.

Ещё в 1919 году Освальд Шпенглер писал: "Старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же". Государство (Volksgemeinschaft) - "национальная общность", где у личности нет прав, но есть обязанности. Как это похоже на советский лозунг "Всё для фронта, всё для Победы!" И на постсоветское высказывание nataly_hill в комментах на статью "Россия для русских": "Государство - это высшая и самодостаточная ценность. "Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя - спроси, что ты можешь сделать для своей страны"(с)."

Кажется, Россия в двух мировых войнах воевала не на той стороне. Как говорится, "своя своих не познаша и своя своих побиваша".

Но, что примечательно, в обеих мировых войнах победителями оказались страны с либеральной моделью общественного устройства. Это парадокс какой-то: страна, где мало "государства", побеждает государственного монстра. Давид побеждает Голиафа. Значит, когда много "государства", это не есть хорошо. Очевидно, чем более всеобъемлющим является государство, тем более инфантильными являются его рядовые члены. И оно в конечном итоге превращается в "колосса на глиняных ногах".
Tags: государство, историософия
Subscribe

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments