Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

К вопросу о Дикой Охоте.

Мне кажется, что этот мифологический мотив уходит корнями в самую архаическую глубину европейского язычества. Обычно, с Дикой Охотой связывают германо-скандинавского бога Одина, который со своей свитой носится по земле, собирая души людей.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/%C3%85sg%C3%A5rdsreien.jpg
Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872.

Хотя, в фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Холда (Холте, Холле, Хулда или Холде). В Южной Германии она известна под именем Берта (Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. В Британии бытует версия о том, что охоту возглавляет королева эльфов.

На наш взгляд, последнее свидетельствует о том, что мотив Дикой Охоты может корениться в т. наз. Старой Европе, ещё до-арийской и до-патриархальной. В этом смысле представляет интерес одна картинка из этрусского захоронения.

этрусское захоронение

Тут видно, что некие всадники покидают лабиринт. На щитах у них изображения птиц, а птицы, как я уже писал в "Душа" и "птица" - слова женского рода, являются символами душ. То есть, можно предполагать, что здесь изображены бесплотные всадники, духи; тем более, что позади первого всадника сидит какое-то странное существо (психопомп?)

У shakko.ru в Что такое Дикая Охота я, кстати, увидел вот эту  вышивку 1903 года:

вышивка

Тут тоже изображены птицы вместе с всадниками, как и на этрусском захоронении.

Очевидно, средневековый мотив Дикой Охоты является отголоском некоего более древнего экстатического ритуала. Что этот ритуал был именно экстатический, о том может подтвердить Мирча Элиаде. В своём исследовании "Шаманизм: архаические техники экстаза" он пишет: " "Конь" — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза, так сказать, "выйти из себя", благодаря чему оказывается возможным мистическое путешествие... Символическая "езда верхом" выражала расставание с телом, "мистическую смерть" шамана."

Что-либо сказать о самой сути этих древних, может быть даже уходящих в эпоху матриархата, ритуалах, мы не можем, однако можно с большой долей уверенности сказать, что каменные лабиринты, остатки которых до сих пор сохранились по всей Европе, были связаны с исполнением этих экстатических ритуалов. И ещё можно сказать, что эти ритуалы играли первостепенную роль в религиозной жизни древних европейцев, раз они затрачивали столь колоссальные усилия для того, чтобы сооружать все эти лабиринты и кромлехи. Ту древнюю религиозную идею, которая вдохновляла древних европейцев и придавала им сил строить Стоунхендж и подобные мегалитические сооружения, по силе можно сравнить лишь с христианской верой в воскресение Иисуса Христа.
Tags: мегалиты, мифология
Subscribe

  • О кельтских прообразах Вия.

    Текст XII века, известный как «Книга захватов», рассказывает о волнах «нашествий», начиная с первых поселенцев в Ирландии,…

  • Прежде нежели был Шумер, Элам бысть.

    "Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке).…

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments