Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Сказочник Станислав Дробышевский и его "байки".

Начал читать книгу Станислава Дробышевского "Байки из склепа: 50 историй из жизни древних людей".

В первой байке - "Бэби из Таунга" - Дробышевский рассказывает об австралопитеках, живших в Южной Африке 2,7 миллиона лет назад. Он их называет "двуногими обезьянами", и это не вызывает никаких возражений.

Но затем - следите внимательно за руками шулера! - чуть ниже в этой же байке он пишет: "В 1924 году в южноафриканской каменоломне Таунг были найдены многочисленные окаменелости. Ими заинтересовался врач Раймонд Дарт. Среди множества костей животных он обратил особое внимание на один маленький череп: трогательное лицо с присоединённой нижней челюстью...".

Стоп! Позвольте не согласиться. Какое такое "трогательное лицо" может быть у обезьяны?! У обезьяны - морда, а не лицо! Лицо имеет лишь человек. Или австралопитек - человек? Но Вы же сами только что назвали его "обезьяной".

Читаем дальше. В третьей байке Дробышевский пишет про "Homo – людей", то есть тех же австралопитеков, только "высокоразвитых", согласно Википедии [1]. Дробышевский путается, называя хомо хабилисов то "людьми", то "самцами" и "самками". И - снова следите за руками шулера, когда он говорит о черепе Stw 53: "По сравнительно скромным размерам лица и зубов можно догадаться, что это была самка (или, раз уж речь идёт о Homo, уже женщина?).

Так постепенно Дробышевский вводит в своё повествование термины "лицо", "женщина", и если мы относимся к его повествованию некритично, уподобляемся "пиплу", который "хавает" всё подряд, без разбора, то мы, незаметно для себя, можем представить себе совершенно ложную картину, будто два миллиона лет назад в Африке жили "женщины" с "трогательными лицами".

Очевидно, без известной "гуманизации" обезьян Дробышевский просто не может обойтись, и он заходит так далеко, что даже стаи современных шимпанзе называет обезьяньими "племенами".

Потом Дробышевский рассказывает байку про беззубый череп Дманиси 3444 и делает заключение, что раз сородичи кормили своего беззубого "соплеменника", значит, они были людьми. "Забота о беспомощных родственниках – такая человеческая черта!" - пишет он, и добавляет, что "животные, потерявшие зубы, никогда не выживают, так как соплеменники не склонны кормить их годами". Вот, пожалуйста, полюбуйтесь: "Львы три года кормили сородича, попавшего в капкан". Дикие звери повели себя по отношению к попавшему в беду сородичу лучше, чем порой ведут себя некоторые люди. Прайд три года выхаживал своего собрата, закованного в металлический «ошейник».

Совсем не убедительны и россказни Дробышевского про "орудия труда" "высокоразвитых" австралопитеков-хабилисов.

орудия труда

Бразильские мартышки-капуцины умеют "случайно" создавать каменные орудия труда, оббивая камни друг об друга и получая острые фрагменты гальки, похожие на примитивнейшие инструменты древних людей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature. (См.: Открыты обезьяны, умеющие изготавливать каменные орудия труда).

Ну и конечно у Дробышевского полно забубённых марксистских клише типа "охота сделала из обезьяны человека". Интересно, а почему охота не сделала человека из волка? Разве волки не охотятся на зайцев?

Единственный достоверный критерий, по которому человек отличается от животных вообще и обезьян в частности, это наличие культуры (я разумею культуру как "поле" символов). Есть культура - есть человек; нет культуры - нет и человека.

tito0107 в "Когда и как возникла культура?" выложил видеолекцию Дробышевского и сделал характерное замечание: "Внятного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, нет...". Оно и понятно. Если бы Дробышевский внятно ответил на вопрос, когда возникла культура, ему пришлось бы исправлять свои "байки" про "женщин" с "трогательными лицами", живших 2 миллиона лет назад.
----------------------------------------------------------------------
[1] Клас­си­фи­ка­ция Homo habilis бы­ла вы­дви­нута в 1960 го­ду семь­ей Ли­ки – «охот­ни­ка­ми за ар­хео­ло­ги­че­ски­ми ос­тан­ка­ми». По мне­нию се­мьи Ли­ки, этот но­вый вид су­ще­ст­ва, клас­си­фи­ци­ро­ван­ный ими как Homo habilis, мог хо­дить прямо, имел от­но­си­тель­но боль­шой объ­ем моз­га и умел об­ра­щать­ся с ка­мен­ны­ми и де­ре­вян­ны­ми ору­ди­я­ми тру­да. Сле­до­ва­тель­но, мог быть и пред­ком лю­дей.

Од­на­ко най­ден­ные в се­ре­ди­не вось­ми­де­сятых ос­тан­ки того же ви­да пол­но­стью из­ме­ни­ли эти взгля­ды. Бер­нард Вуд и Ло­ринг Брейс, ис­сле­до­вав но­вые ос­тан­ки, при­шли к вы­во­ду, что Homo habilis, оз­на­чав­ший «че­ло­век, уме­ю­щий поль­зо­вать­ся ору­ди­я­ми тру­да», дол­жен на са­мом де­ле клас­си­фи­ци­ро­вать­ся, как Australopithecus habilis, то есть «юж­но­аф­ри­кан­ская обезь­я­на, уме­ю­щая поль­зо­вать­ся ору­ди­я­ми тру­да». По­то­му что Homo habilis имел очень много сходств с обезь­я­ной Australopithecus: та­кие же, как и у ав­ст­ра­ло­пи­те­ка, длин­ные ру­ки, ко­рот­кие но­ги и обезь­я­но­по­доб­ный ске­лет. Фор­ма че­лю­сти, пол­но­стью иден­тич­на че­лю­сти со­в­ре­мен­ных обезь­ян. А объ­ем моз­га, со­ста­в­ля­ю­щий 550 см3, является луч­шим при­зна­ком при­над­леж­но­сти к обезь­я­нам ка­ж­дого из этих су­ществ в от­дель­но­сти. Homo habilis, пред­ста­в­лен­ный не­ко­то­ры­ми эво­лю­ци­о­ни­ста­ми как от­дель­ный вид, на са­мом же де­ле был раз­но­вид­но­стью обезь­ян, как и все дру­гие Australopithecus.


Tags: антропология
Subscribe

  • Оказывается,

    что Реформация началась с захвата церковных земель. Сильвия Федеричи пишет: Протестантская Реформация началась с массового захвата церковных…

  • "Перманентная революция".

    Сильвия Федеричи в своей монографии "Калибан и ведьма" говорит, ссылаясь на Кристофера Дайера, что вызванный эпидемией чумы ( Чёрная смерть…

  • Первые государства "выросли" на зерновых культурах.

    Джеймс Скотт, профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета, говорит, что "…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments

  • Оказывается,

    что Реформация началась с захвата церковных земель. Сильвия Федеричи пишет: Протестантская Реформация началась с массового захвата церковных…

  • "Перманентная революция".

    Сильвия Федеричи в своей монографии "Калибан и ведьма" говорит, ссылаясь на Кристофера Дайера, что вызванный эпидемией чумы ( Чёрная смерть…

  • Первые государства "выросли" на зерновых культурах.

    Джеймс Скотт, профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета, говорит, что "…