Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Об истоках постмодерна.

lana_artifex в Воображение творит мир? ИМАЖИНЕРЫ и мифологическое сознание сообщает о том, что постмодернистский тип мышления является по сути репликацией мифологического сознания "первобытных" племён традициционного общества.

В этом смысле как-то странно выглядит Александр Дугин, позиционирующий себя традиционалистом и в то же время "катящий бочку" на постмодерн [1]. "Своя своих не познаша?"

Мифолог М. Элиаде (друг К. Юнга), К. Л. Стросс (основатель структурной социологии), А. Корбен (философ, исследователь исламского мистицизма), П. Роден (историк мифологии) - всех этих учёных объединяет единая концепция, которой они придерживались: структура взаимосвязей и элементов культуры со всеми обрядами и ритуалами так называемых "примитивных" народов ничем не уступает структуре связей и элементов культуры современного западного общества. Просто у них другая логика, рациональность, другой тип жизни.

Архаическим народностям и племенам присущ тип мышления, называемый исследователями мифологическим мышлением. Эти народы живут в мифе, который неотделим от их реальности. Свою реальность, свою "Матрицу восприятия" они строят исходя из мифологии их племени. (Чем не сходство с современным типом мышления?! ведь у всех нас свои "мифы")

Вся наука изучает Логос, и он считается основой нашей жизни. Мифос же всегда меньше Логоса, согласно современному типу мышления. Мифы наука всегда пыталась постичь с помощью разума, Логоса. Л. Стросс взялся объяснить обратное, рассмотреть Лоос через Мифос. И это привело к удивительным резульатам.

Стросс вводит понятие "имажинер" ("воображатель") - но это не воображающий, не воображение, и не воображаемое, и даже не свойство воображения. Имажинер - это большее. Это обобщение и воображения, и воображающего, и воображаемого. Это стихия воображения, синоним коллективного бессознательного (хотя только синоним).

У Платона, с которого и началось логоцентрическое мышление, есть дмалог "Софист": Платон говорит, что существует разум - и он реален, существует внешний мир - и он тоже реален. Между ними есть 2 вида воображения - эйказия ии фантазия.

Эйказия - верная, объективная передача внешних объектов разуму, а фантазия - искажённая передача. Для Платона, равно как и для всей западной философии, воображение - только фильтр между реальными предметами и разумом.

Эта идея разрабатывалась и совершенствовалась далее, в средневековой схоластике, потом её подхватил Декарт, затем - Кант, Гегель и вся классическая философия, и так возникла современная наука, в которой Логос прочно занял первое место, а воображение, Миф осталось чем-то промежуточным, вытесненным из первостепенных наук.

Стросс,Роден и Ж. Дюран (ученик Юнга) заявили, что такой логоцентрический взгляд неадекватен, и надо рассматривать наоборот: как раз РЕАЛЬНО существует ИМАЖИНЕР, и именно он творит и объект, и субъекта.

Это был очень революционный ход в философии! Вектор в философии в 20 века постепенно начал смещаться в направлении постмодернистского типа мышления.

Рассматривая мир с точки зрения коллективного бессознательного, понятно, что эго и творит субъекта, а его "развёртка" во внешний мир и даёт нам "матрицу" нашей реальности.

Воображение творит и внешний мир, и того, кто этот внешний мир наблюдает и в нём действует. (Тут прослеживается очень чёткая параллель с квантовой теорией, где наблюдатель творит мир самим фактом своего наблюдения за ним).

С этого тезиса о воображении-творце в науку был привнесен мистический аспект. Мистическое восприятие, (которое, кстати, тождественно мифологическому сознанию архаических народов) состоит в том, что бог - это своего рода "зеркало", в которое смотрится человек, а человек - зеркало, в которое смотрится бог.


Очень, очень интересно! Но чем же является в таком случае "я"? Неужели всего лишь пассивный созерцатель того, что воображает "имажинер" ("воображатель")? Ведь "имажинёр" гораздо больше, чем "я", он по сути выходит за пределы человеческих координат.
----------------------------------------------------------------------------------
[1] "Постмодерн, возможно, не предполагает такой фигуры, как яркая личность. Самым пиком постмодерна является клонирование людей и выведение новых человеко-животных особей. За этим будущее. Клоны и есть реальные акторы постмодерна."
Tags: антропология, постмодернизм
Subscribe

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Заказное «путешествие».

    Е. А. Верещагина в своей монографии "ТРАДИЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАСНОГО МУХОМОРА (По этнографическим материалам чукчей, коряков, ительменов)"…

  • Поэзия как сакральный язык.

    В продолжение записи People began to sing long before they could talk. Итак, пению людей научили ангелы. Однако, ангел - это не школьная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments