Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О пользе религии.

Я иногда слушаю Евгения Панасенкова на его канале здравого смысла, и, всякий раз, когда он заводит речь о религии, поражаюсь его дуболомному невежеству в данной области. Про Наполеона и войну 1812 года он рассказывает аргументированно, со знанием дела, - по всему видно, что тут он "собаку съел", - но религия - это явно не его амплуа [1]. Как говорится, собаку съел, а хвостом подавился. Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Потому что "на всякого мудреца довольно простоты".

Посему сподобилось мне поведать Панасенкову "и иже с ним", как велика польза от религии есть.

Тема "пользительности" для человека религиозного сознания поистине неисчерпаема, но я коснусь лишь самых насущных, "животрепещущих" аспектов сей темы. Начну, пожалуй, с экологии, так как угроза экологической катастрофы ныне является вызовом № 1, стоящим перед современным человечеством. Ни для кого не секрет, что человечество это, в массе своей, не руководствуется никакими священными традициями или священными писаниями. Живёт по негласному принципу " я сам-с-усам". Ну, то есть, простые смертные, конечно, подчиняются государственным законам и указам, но сами-то эти "указивки" пишутся людьми, которые, как и Панасенков, руководствуются лишь своим "здравым смыслом" и ничем иным. Было бы просто смешно услышать о том, что депутаты государственной Думы, принимая законы, "движимы Духом Святым". И вот, как-то так получается, что руководствуясь этим пресловутым "здравым смыслом", люди истребляют флору и фауну, отравляют воду и воздух, загрязняют землю продуктами своей жизнедеятельности. Тогда как религия - в её лучших образцах - освящает и охраняет Природу, призывая относиться к ней как к родной матери [2].


Я неслучайно сделал оговорку о лучших образцах религии. Потому что религии всякие-разные бывают. Сколько людей - столько и религий. У каждого человека своя собственная религия. А люди, как известно, не все одинаковые. Об этом хорошо сказано в сказке о коньке-горбунке Ершова:

"У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын - и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак".

Какая религия у дурака? Известно, какая: научи дурака Богу молиться он себе лоб расшибёт. Понятно, что мы не будем брать такие религии, которые практикуют совершенно бессмысленные жертвоприношения животных. Очевидно, первоначальная идея имела смысл самопожертвования, и об этом, кстати, учил Иисус Христос [3], но появился соблазн проливать чужую кровь вместо своей собственной, и мелкие людишки поддались этому соблазну.

А вообще, если мы возьмём, для примера, современную Индию, то в ней мы найдём языческие храмы, в которых священными животными являются крысы, или обезьяны.  Я уж не говорю про всем известных священных коров.


священные коровы

Слон и кобра также являются священными. И это только наиболее известные животные. Можно сказать, что из богатейшей семьи животного мира Индии почти каждое или бог, или спутник бога, или, наконец, его символ.

То же мы наблюдаем и в религии древнего Египта. Там даже насекомые были священными.


скарабей
Изображение Скарабея на стене гробницы в Долине царей.

Но что это означает на практике, если какое-нибудь животное почитается как священное? Это означает, что оно не может быть убито. Известно, что в древнем Египте, например, за убийство кошки полагалась смертная казнь. Впрочем, иногда тех же животных приносили в жертву и поедали идоложертвенное мясо. В том же Египте египтяне так поступали со свиньями. Но делали они это, кажется, лишь раз в году и не жрали колбасу каждый день, как современные люди.

То есть древняя религия создавала своего рода "ноев ковчег" для животных, где они могли спастись от варварского истребления. "Варвары - дикари, всё равно что дураки - что с них возьмёшь? А мы - цивилизованные люди; мы "пропитаны" божественным милосердием, которое неведомо варварам", - так, наверно, думали древние египтяне.

У язычников были и священные рощи, в которых было запрещено рубить деревья.

«Не рубай, братику, билой березоньки,
Не коси, братику, шовковой травы,
Не зривай, братику, чорного тёрну,
Билая березонька – то я молоденька,
Шовковая травка – то моя руса коса,
Чорнiй тёрн – то мои чорни очи» (вариант малороссийской песни из книги А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»).


Берёза - священное дерево Великой богини. В древности существовало обрядовое хлестание берёзовым веником, что явно выражало пожелание благодетельного воздействия Богини. Ныне берёзовые веники потеряли свои сакральные функции, превратившись в банные веники.

Можно найти упоминание о Великой берёзе пермяков – культовом дереве, высотой около тридцати метров, невероятно большом в обхвате. Она росла на высоком яру в устье реки Вымь, в районе современного села Усть-Вымь. У её корней было главное капище, куда коми-зыряне, коми-пермяки и чердынские манси приходили поклониться, совершить жертвоприношения и религиозные обряды. В 1379 году эта «прокудливая берёза» была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским.

Стефан Пермский

Вот, кстати, чем мне не нравятся авраамические религии - иудейство, христианство и ислам. Есть в них какой-то разрушительный антиприродный порыв, или, по крайней мере, равнодушие к Природе, к земле и её обитателям. Хотя православие иногда называют "религией священной материи", очевидно, это из-за Богородичного "уклона" православия и связи образа Богородицы с древним образом Матери Земли. В православии распространено почитание священных источников, но это почитание не было институциализировано Церковью, оно пришло из народных "низов" как пережиток языческого отношения к Природе. В христианстве имеются лишь отдельные "вкрапления" подобного отношения, как, например, дружеское общение св. Франциска Ассизского с волком или св. Серафима Саровского с медведем,

Франциск Ассизский и волк Серафим Саровский и медведь

но, в целом, христианство позиционирует себя религией "не от мира сего", а сей мир предоставляет в распоряжение "князя мира сего". Апокалипсис, при таком раскладе, просто неизбежен.

Польза от религии не только для флоры и фауны. Тут прямая польза и выгода для самого человека. Недавно в записи "Феминистки против матриархата" говорилось о том, что менструальные ритуалы, сохранившиеся до сих пор в традиционных обществах, обладают защитными функциями для женщин. Антрополог Винн Магги описывает общинный башали (большой менструальный дом) женщин в долине Калаша (северо-западный Пакистан) как их «самое святое место», уважаемое мужчинами и выступающее в роли женского Организационного центра по установлению и поддержанию гендерной солидарности и власти. То есть женщина реально может скрыться от мужских побоев в этом святом месте, и оно же, это святое место, может сохранить ей жизнь, при известных обстоятельствах. Разве это не польза от религии?!

В древнем Риме, как всем известно, весталка могла, при встрече с ведомым на казнь преступником, помиловать его, и её слово было законом для всех, оно было даже выше указов и постановлений Сената! И это потому, что римляне чтили богиню Весту. В каждом римском доме имелся "вестибюль", носивший имя этой богини. Пролить кровь или совершить убийство в "вестибюле" считалось просто невозможным. Понятное дело, что и "вестибюль", и арабский "гарем" (от араб. حرم‎, харам — запретное, священное место) происходят от того же древнего менструального табу. "Самое святое место" экстраполировалось на весь дом, на весь город, на весь народ и на всю страну, как позднейший "покров Богородицы". Но эта экстраполяция "работала" лишь при одном условии: чтобы все члены общества одинаково чтили божество. Тогда любой "вестибюль" превращался в надёжную охрану от убийства. В истории древней Руси имеются многочисленные упоминания, как жители городов спасались от истребления в православных храмах, но эти храмы их не спасали, так как монголо-татары были "басурманами". Хотя в средневековой католической Европе, где население было более или менее однородным по своим верованиям, древний закон вполне "работал", что мы можем наблюдать на примере цыганки Эсмеральды, спасавшейся от расправы толпы в соборе парижской Богоматери (Подробнее на эту тему см.:
Языческие храмы как убежища).

То есть, если, например, какое-то место, какая-то территория объявлялась священной, сакральной, то на этой божественной территории человеческие законы не исполнялись. Что эти законы часто могут быть просто бесчеловечными, я, думаю, никому особо доказывать не нужно.


Мартин Лютер Кинг

В древности человек мог спастись от этого "беспредела" на священной, сакральной территории, хотя бы в той же священной роще. "Там запрещено деревья рубить и животных убивать; побегу туда, может, там и меня не убьют, помилуют", - думал человек, которого закон приговорил к смерти. Если б у нас были священные рощи, то очень многие спаслись бы в них, потому что после смерти Сталина вдруг оказалось, что людей убивали ни за что, хотя всё было по закону. Тем большей дикостью выглядят все те репрессии "врагов народа" ныне, когда нет больше ни "советского народа", ни СССР, ни советской власти.

Тут мне могут возразить, что, дескать, католическая Церковь, в своё время, тоже уничтожала "врагов Христа", но, повторяю, религии всякие бывают: именно во время крестовых походов жил св. Франциск Ассизский и, конечно, нам за образец христианства следует брать его веру, а не суеверия крестоносцев, вырезавших всех жителей Иерусалима. Везде надо "отделять мух от котлет", как сказал один известный персонаж. И если бы Панасенков "и иже с ним" потрудились разобраться "who is who" в религии, они, безусловно, нашли бы для себя там много полезного и поучительного. Религия гораздо глубже и шире всего того, что представляют нам постсоветские "попы". Вся мировая культура "выросла" из религии. И мне странно и удивительно смотреть на Панасенкова, который свысока посмеивается над религией и в то же время позиционирует себя человеком высокой культуры. Невольно создаётся впечатление, что он ничего не смыслит в религии.


---------------------------------------------------------------------------
[1] Амплуа — (фр. emploi роль, должность, место, занятие) определённый род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актёра.

[2] Американо-индейский пророк Смохалла, из племени уматилла, отказался пахать землю. «Грех, — сказал он, — рубить или резать, рвать и царапать нашу общую мать, занимаясь земледелием», — и добавил: «Вы говорите мне копать землю? Я что, должен взять нож и вонзить его в грудь моей матери? Но тогда, после того, как я умру, она не примет меня снова к себе. Вы говорите мне копать и выбрасывать камни. Что же, я должен увечить ее плоть, чтобы стали видны кости? Тогда я больше никогда не смогу войти в ее тело и родиться вновь. Вы говорите мне косить траву и жать хлеба, чтобы стать богатым, как белый человек. Но как я могу осмелиться резать волосы своей матери?»

[3] «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.
Tags: религиоведение
Subscribe

  • Плакальщицы (2).

    При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Евангелие от Иоанна, 19-я глава). Интересно, что…

  • К вопросу об истоках культа фаллоса.

    Я не берусь за истолкование смысла и значения этого петроглифа из Швеции, - отмечу лишь самое очевидное: голова гигантского змея и головка фаллоса…

  • О "свальном грехе" (2).

    В продолжение статьи " О свальном грехе". Православные сектоведы в своих кабинетных "исследованиях ереси хлыстов" писали, будто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments