Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Почему древние славяне не сопротивлялись варягам?

Интересно, оказывали ли древнеславянские племена сопротивление варяжским князьям Рюрику, Олегу, Игорю "и иже с ними"? Кажется, единого "фронта борьбы" не было, за исключением локальных эксцессов. Один из таких спонтанных бунтов описывается в "Повести временных лет". Летописец Нестор сообщает о восстании древлян около 945 года. Википедия называет это восстание "межплеменным вооружённым конфликтом", хотя, на самом деле, это типично антигосударственный бунт, типа позднейших восстаний Степана Разина или Емельяна Пугачёва. Типичный русский бунт, "бессмысленный и беспощадный": древляне убили князя Игоря, привязав к верхушкам согнутых деревьев и разорвав его тело на части. Князь совсем уж "оборзел" и не знал никакой меры во взимании дани. Преступив нормы установленного порядка, он в глазах древлян фактически превратился в лютого разбойника, в ненасытного зверя типа волка. Собрались они на вече и единогласно решили "уделать" этого изверга.

Князь Игорь собирает дань с древлян. К.В. Лебедев
Князь Игорь собирает дань с древлян. К.В. Лебедев

Ромейский (византийский) император Константин Багрянородный в своём большом сочинении "О народах" чётко отделял варягов-росов от славян. Славян Багрянородный представлял славян как данников росов. «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия [1], что именуется "кружением", а именно — в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами [2] росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают их и отправляются в Романию».

Арабские источники также отделяют русов от славян. В частности, арабский путешественник первой половины Х века Ибн Фадлан описывает работорговлю варягов в волжском городе Булгар. "У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян".

Однако организованного сопротивления такой людоедской политике русских царей славяне, по-видимому, не оказывали. Во всяком случае, нет никаких упоминаний о подобном сопротивлении.

И тут возникает закономерный вопрос: почему древние славяне не сопротивлялись?

Кельты сопротивлялись римлянам, и Цезарь одно время чуть было не лишился своих легионов; германцы тоже сопротивлялись, и разбили римские легионы в Тевтобургском лесу. Да и сопротивление норманнам на Западе имело место быть. Я в детстве смотрел в кинотеатре фильм "Викинги" (1958), и у меня там в финальной сцене слёзы из глаз полились.

Викинги

Позднее, славянские племена, ставшие русским народом, сопротивлялись набегам степняков, и сами ходили в Великую Степь в поисках врагов, как это описано в "Слове о полку Игореве". Было сопротивление и при Батыевом нашествии, и во время монголо-татарского ига. А вот сопротивления варягам не было. Спрашивается, почему?

Я вижу здесь лишь одну причину: древним славянам просто нечем было воевать с варягами. Очевидно, варяги имели тотальное военное превосходство над славянами. Ну, не пойдёшь же ты с голыми руками против каролингского меча!

Славянам-землепашцам подобные мечи были просто "не по карману". В IX веке в Европе меч с ножнами стоил 7 солидов (золотых монет) — столько же, сколько стоила хорошая лошадь. Известно, что особенно тонкие и острые мечи могли стоить гораздо больше. В Средневековье мечи были чем-то сродни автомобилям сегодня. Да и что проку от меча, если ты не тренируешься постоянно? Чтобы быть хорошим воином, надо всё время махать мечом и держать себя в форме. Иначе профессиональный вояка снесёт тебе голову одним ударом. Понятное дело, что славяне-земледельцы не имели ни средств на покупку мечей, ни времени на военные сборы и тренировки. Поэтому-то, собственно, они и пригласили Рюрика с Синеусом и Трувором [3]. Чтобы он "крышевал" их за определённую мзду от всякого рода лихоимцев. Однако потомки Рюрика сами превратились в этих лихоимцев, как видно из истории с князем Игорем.

Примерно в подобном положении оказались и русские крестьяне во время сталинской коллективизации. Почему они не восставали, как тамбовские крестьяне в 1921 году? Но в 1921 году, сразу после окончания гражданской войны, у мужиков было припрятано много оружия. Что-то осталось от "старорежимных" времён, что-то досталось после белогвардейского рейда конницы Мамонтова, что-то мужики с фронтов первой мировой войны домой притащили, что-то Антонов "сотоварищи", будучи на службе в тамбовской милиции, в схронах попрятал... А спустя 10 лет, после того как советская власть изъяла у населения всё огнестрельное оружие, чем ты защитишь свою землю от коллективизации? Пойдёшь с вилами против пулемёта? Было такое во время восстания махдистов в Судане, когда в сражении при Омдурмане англичане "скосили" пулемётным огнём 12 тысяч суданцев, а сами при этом потеряли всего 28 человек (см. "Босиком на пулемёты" у vikond65).

Посему древние славяне "прищурились" и уподобились китайцам, у которых есть известная поговорка: "Если долго и терпеливо сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывёт труп твоего врага". И действительно: не прошло и трёх поколений, как варяги "ославянились", женившись на славянских девушках, и уже во времена князя Владимира все они говорили по-славянски, а потом все эти "рюриковичи" грызлись друг с другом и резались вплоть до Батыева нашествия. И если бы жизнь человеческая не была столь короткой, действительно можно было бы дождаться, как по рекам поплывут трупы врагов.

----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения ("людей") древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10-13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10-11 вв.), византийских (Константин Багрянородный; 10 в.) и в древнерусских (в летописях и грамотах 12 в.) источниках.
Это из БСЭ. Более краток, но по-своему информативен словарь Фасмера:
Полюдие — ближайшая этимология: "подать, собираемая князем с народа"… Из др.-русск. выражения: по людьхъ
И. Данилевский в полном согласии с БСЭ и Фасмером, аргументируя свое понимание руси как не этнической, а социальной категории, варяжской княжеской дружины, соглашается с мнением Г. Ковалева: «Если вспомнить термин “полюдье” — сбор дани, то можно предположить, что люди — те, кто вынужден был платить дань, а русь — те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов-германцев». Таким образом, по БСЭ, Фасмеру, Ковалеву и Данилевскому, есть русь, то есть князь и его окружение, варяги-дружинники, они же скандинавы-германцы, и есть люди, то есть местные славянские аборигены, причем эта самая русь собирает дань с тех самых несчастных людей.

[2] Слово «пактиоты» обычно переводится как данники.

[3] Имя «Синеус» представляет собой искажённое старошведское «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing).
Tags: Древняя Русь
Subscribe

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Русский путь: от "форсажа" до "форсажа".

    "Перестройку" конца 80-х, первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как НЭП 2.0. Когда ордынская модель государственного…

  • О трансформации капитализма.

    За прошедшие 100 с небольшим лет капитализм изменился до неузнаваемости. "Традиционный" капиталист XlX века - это предприниматель и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Русский путь: от "форсажа" до "форсажа".

    "Перестройку" конца 80-х, первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как НЭП 2.0. Когда ордынская модель государственного…

  • О трансформации капитализма.

    За прошедшие 100 с небольшим лет капитализм изменился до неузнаваемости. "Традиционный" капиталист XlX века - это предприниматель и…