"Цивилизация - это сообщество граждан.
Граждане, а точнее citizens, - это люди, населяющие города, то есть cities. Проще говоря граждане = горожане. Цивилизация - это сообщество городов и городского способа жизни.
Горожане - это люди, не производящие себе еду, а получающие её от других людей в обмен на что-то другое. Иными словами, граждане-горожане - это люди без сохи (без тяпки). Цивилизация, таким образом, - это способ организации жизни без земледелия и животноводства. Проще говоря, без сохи.
Из одной только этой формулировки, даже без обращения к Марксизму, уже исходит изначальный конфликт. Очевидным образом, всегда есть часть, скажем так, населения, которая занимается земледелием и животноводством, чтобы производить еду для Цивильных Горожан (что по сути тавтология). Стало быть, Цивилизация всегда вынужденно делит людей на цивилизованных и нецивилизованных, на тех, кто живёт не пачкая руки, и тех кто живёт с тяпкой в руках. Можно сказать, что Цивилизация - это всегда Спарта, устроившаяся на плечах Хелотов. Это всегда общество насилия, общество присвоения чужого труда, общество рабства."
Всё это верно. И здесь следует заметить, что бурное развитие капитализма и процветание европейского цивилизованного общества по времени совпали с эпохой великих географических открытий и колонизацией огромных территорий, населённых племенами, сохранявшими традиционный образ жизни. Оттуда, из всякого рода Вест- и Ост-Индий, вывозились в Европу изделия труда нецивилизованных народов; эти продукты были как бы овеществлённой энергией, приводившей в движение локомотив европейской цивилизации. В этом смысле, цивилизацию вполне уместно сравнить с каким-нибудь вампиром или вурдалаком, "кайфующим" от высосанной крови своих жертв.
Все территории проживания нецивилизованных народов были захвачены и "оприходованы" уже к началу XX века. Халява кончилась. Далее началась грызня за "илотов" между европейскими "спартанцами". Эта "грызня" переросла в первую мировую войну. И эта война стала тем поворотным пунктом, после которого европейская цивилизация стала постепенно свёртываться и "скукоживаться". Этот процесс идёт и по сей день.
Интересно сравнить расцвет двух неевропейских цивилизационных центров - США и СССР. Процветание США основано на рабстве вывезенных из Африки негров; именно они вплоть до гражданской войны 1861-1865 гг. давали хлопковую "энергию", которая приводила в движение весь механизм цивилизованной жизни. В СССР не было чёрных рабов, но при Сталине в индустриализации были задействованы "белые рабы", то есть крестьяне, которые составляли подавляющее большинство советского населения. 85% крестьян трудились в колхозах за "палочки", то есть за "трудодни", и обеспечивали всем необходимым 15% городского населения.
СССР впал в "застой", а потом и вовсе развалился, когда количество "белых рабов" в деревнях резко сократилось; крестьяне наполнили "лимитой" Москву и другие города, не желая оставаться людьми второго сорта.
США устояли лишь по той причине, что успели создать глобальную империю по выкачиванию ресурсов из стран Третьего мира. Хотя в самих США фермеров почти не осталось, но американские "спартанцы" кормятся за счёт "илотов", живущих по всему миру: бананы им поставляют из Африки, киви - из Новой Зеландии, мясо - из Аргентины, и т. д.
Однако и здесь не по дням, а по часам нарастают кризисные явления. Очевидно, основной причиной глобального кризиса является постепенное "перетекание" "илотов" в "спартанцы". С каждым годом прожорливых "спартанцев" становится всё больше, а крестьян-"илотов" всё меньше. Цивилизационная "база" истощается день ото дня. Именно это истощение и является причиной мирового "застоя" и топтания на месте. Если бы рядом с Землёй имелась другая планета с морями и реками, кишащими рыбой, с лесами, изобилующими дичью, с "жирными" чернозёмами и первобытными туземцами, готовыми за бусы "вкалывать" на цивилизованных землян, тогда бы наверно повторилось бурное развитие капитализма XlX века. Но, увы, дураков больше нет, и мировая экономика вошла в состояние перманентного кризиса, из которого она уже вряд ли выйдет.