Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Да, скифы мы!"

У А. С. Пушкина одно из стихотворений заканчивается словами:

"Как дикий скиф хочу я пить.

Я с другом праздную свиданье,

Я рад рассудок утопить."

Д. А. Мачинский говорит: "Заметьте, какая забавность: Александ Сергеевич не написал "как дикий галл", или "как дикий ант", или "как дикий гот", - он написал "как дикий скиф хочу я пить". Потому что известно, что греки пили разбавленное вино, а скифы - неразбавленное. И был у греков замечательный греческий глагол, - это когда один грек просил другого налить ему крепкого неразбавленного вина, то в переводе на русский это означало "подскифь мне". Глаголов "подгалль мне", или "подгермань мне", или "подфиникий мне" у греков не было, а было - "подскифь"."

Очевидно, скифы устраивали такие попойки, слава о которых сохранилась в веках и дошла даже до слуха Пушкина. (Что, между прочим, свидетельствует о качестве образования в царскосельском лицее. Наши современные школьники о скифах и понятия не имеют). Впрочем, они не только пили, но и курили дым от семян конопли. Об этом говорится в заметке
Слова Геродота о скифах получили подтверждение.

"В конце концов, - говорит Д. А. Мачинский, - это восходит к традиции потребления священной Хаомы, или Сомы арийцев. <...> С помощью Сомы можно достичь ситуаций, имитирующих довольно высокие состояния контакта с некими сущностями мира. <...> В ирано-арийской традиции этот напиток чтился чрезвычайно, он рассматривался как божество, - напиток, и одновременно божество, - скажем так, душа этого напитка была божеством. <...> Так что традиция опьянения, даже для достижения самых высоких целей, существовала на территории проживания скифов давно."

И далее Д. А. Мачинский связывает эту древнюю традицию с эпизодом выбора веры в истории Древней Руси. "Почему мы отказались от ислама? - Руси есть веселие пити, не можем без того быти."


скифы

А интересно, сохранилось ли что-то от скифов после того, как савроматы, или сарматы, прошли территорию Скифии, поголовно вырезая всё население? (Между прочим, они были "родственниками" скифов - тоже иранцы, тоже арийцы, но, видимо, носители иного духа.) Или скифы "испустили дух" при гибели, и этот дух "парил" над голой степью, чтобы через некоторое время "воплотиться" в пришедших на эти территории славянах?

Тут интересно отметить, что племенной союз северян, по мнению крупного археолога-слависта Валентина Седова, имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов, а также иранскими гидронимами в бассейне Сейма и Десны (Сейм, Сев, Ропша, Амонь, Тускарь, Нетхарь, Апажа, Хорол, Хоропуть, Эсмань и т. д.). Можно ли считать северян "недорезанными скифами"?

Любопытно также происхождение имени одного из божеств в языческом пантеоне князя Владимира - Симаргл. Ещё в 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что это божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово «Sīmurg» (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сасанидов — в III—VII веках — Симург был эмблемой Ирана.

Князь Владимир ("владеющий миром"!) мнил себя императором и, естественно, пытался найти или создать "имперскую" религию. Вероятно, поначалу он надеялся просто собрать в одну "кучу" божества, которым поклонялись его подданные, и создать из них пантеон. И, может быть, Симаргл был как раз божеством потомков скифов, северян? Симург в иранской мифологии охраняет Мировое Дерево, на котором находятся семена всех растений, в том числе и священной Сомы.  Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Но пёс - это ещё и "психопомп", проводник душ в загробное царство. Это свидетельствует о посреднической роли Симаргла между миром живых людей и миром мёртвых. Собственно, Симаргл и есть дух Сомы. Такое вот смелое предположение я тут высказываю.



Tags: Древняя Русь, язычество
Subscribe

  • Утоли моя печали

    К рассказу "Тусклая боль". Иллюстрация А. Мендингера

  • Метаморфозы.

    Дети с попугаем. Взрослые с абсентом. А взрослые, - они же не инопланетяне, не с луны на землю свалились. Они раньше тоже детишками были...…

  • У самого синего моря.

    ... А развалины какого-то античного города вдали на пригорке молчаливо свидетельствуют о том, что много веков назад вот точно так же сидели на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments