Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Основное противоречие между религией и культурой.

Вообще говоря, слова "культ" (религиозный) и "культура" являются однокоренными. Этого невозможно не заметить. И, исходя из этого, можно полагать, что вся современная культура так или иначе "вытекает" из древнего культа. Ну, взять хотя бы такое явление маскультуры как рок-н-ролл. Рок-н-ролл явился сочетанием госпел и ритм-энд-блюз, а ритм-энд-блюз вышел из джамп-блюза, а джамп-блюз — поджанр блюза, а блюз сложился из холлер (англ. Field holler; ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов — ринг-шаут (англ. ring shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант (англ. chant) и баллады (короткие стихотворные истории).

Однако религия неоднородна. В ней есть свои "глубины" и "пики", и есть "мелководья" и "равнины". Если брать среднестатистическую "мелкотравчатую паству", пасущуюся на религиозных "равнинах" и "мелководьях", то, в принципе, никакого конфликта между культурой и религией на этом уровне не возникает. Однако, если мы возьмём религиозных подвижников, аскетов и мистиков, опускающихся в самые "глубины" и поднимающихся на "пики" религии, тут уже противоречие налицо.

Если культура есть по преимуществу накопление, приобретение, обогащение, то религия всегда - совлечение, очищение, нищета. "Ничего, ровно ничего не должно остаться у человека. Пока у него есть хоть что-то, ему закрыт путь к Богу. Потому что Бог есть Бог униженных, несчастных, угнетённых, отчаявшихся. Ибо сущность Его - творить всё из ничего" (Лев Шестов).

Ну да, св. Франциск Ассизский не позволял своим братьям иметь даже Библию. Как-то раз один из братьев попросил у него благословения читать св. Писание, а св. Франциск запретил ему. "Если у тебя будет Библия, - сказал Франциск брату, - то ты станешь, подобно важному прелату говорить своим братьям: эй, брат, подай мне мою Библию".

Это блестяще подметил Василий Розанов в своём исследовании "В тёмных религиозных лучах. Метафизика христианства". Для позднего Розанова вся метафизика христианства состоит в последовательном и радикальном отрицании жизни, отрицании бытия: «Евангелие вообще не раздвигается для мира, не принимает его в себя». Отсюда, согласно Розанову, «метафизику христианства» составляет иночество. Ну, а в келье инока, - какая же там "культура"? (Я имею в виду инока настоящего, "интегрального", типа св. Франциска Ассизского.)

С другой стороны, и культура тоже не однородна. Есть Бетховен, и есть Шнур. И Бетховен - культура, и Шнур - культура. В принципе, начиная со Шнура, можно постепенно "выйти" и на Бетховна; а можно никуда и не "выйти"; а можно, начиная с Бетховена, "выйти" на Шнура. В целом, культура подобна гигантскому "лабиринту", в переходах которого можно блудить не то что одну, а много жизней подряд, и при этом никуда не "выйти". Тогда как религия указывает однолинейный Путь, и всякое уклонение или отклонение от этого Пути спасения расценивается как пустая трата времени (в лучшем случае). Поэтому ап. Павел говорил о себе: "я рассудил быть незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого". Ого, какой невежда и мракобес! Какой "некулюторный" человек!

Ну, а как вы хотите? Чтобы достить чего-то в одном направлении, необходимо отказаться от всех других направлений. Это же элементарно. Если сидеть за книгами целыми днями, то никогда и ни за что не станешь олимпийским чемпионом. В  этом-то и заключается основное противоречие между религией и культурой. Мальчишки со двора кричат Каспарову: "Гарик! пошли в футбол играть!" А Гарик, как монах, закрылся в своей "келье" и играет в шахматы с утра до вечера. Если б он отвлекался и ходил играть в футбол с мальчишками, он не стал бы гроссмейстером.
Tags: культурология, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “христианство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments