Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

К вопросу о каннибализме в первобытных обществах.

Как всем уже известно, я не верю в современные "басни" о каннибализме в первобытных обществах. О том, как европейцы "высасывали из пальца" каннибализм, я написал серию критических заметок, с которыми можно ознакомиться по тэгу "жертвоприношения".

Просматривая ленту друзей, я обнаружил умозаключения блогера antimantikora, конгениальные моим собственным. В статье "Гиперпопуляция и универсальные механизмы самоуничтожения - 2" он пишет:

"30.1. Людоедство - это поедание людей другими людьми или животными. Есть мнение, что древние люди были системными каннибалами, потому что найденные кости часто разбиты. Есть даже абсурдная версия, что неандерталоиды выращивали сапиентоидов, как домашний скот ради еды. Истина где-то рядом, но автор до неё не додумался. Я убеждён, что древние и древнейшие люди не охотились на людей такого же вида специально ради мяса. Такого быть не могло по той причине, что человек сам — лучший охотник на планете. Он в этом отношении сильнее тигра. В нормальных условиях человек - слишком сложная и опасная добыча, чтобы заниматься охотой на него. Проще было убить мамонта или льва, нежели здорового и полноценного члена племени, выросшего на природе и владеющего оружием.

30.2. Человек — очень плохая добыча. Представьте, что какой-то гоминид-людоед захотел добыть неандерталоида или тем более сапиенса, чтобы подзакусить. Известно, что аборигены-охотники обладали поразительным, буквально колдовским чутьём. Следовательно потенциальная жертва забеспокоилась бы ещё на подходе врага. С ним всегда были товарищи, полуручные животные. Он замечал поведение птиц, насекомых, зверей, и сразу чуял неладное. Если поразить его древним копьём, то сразу не умрёт, а поднимет дикий крик. Прибегут сородичи, собаки. Подкрасться к чуткому дикому человеку крайне сложно. Если схватить даже ребёнка, он будет орать на всю долину и выцарапывать глаза. А куда его нести? Где жарить? Обозлённые соплеменники начнут искать, вынюхивать, мстить. Обладая сверхмощным географическим мышлением, совершенным знанием местности, туземцы обязательно найдут людоеда и накажут. Здесь мстительность достигает пика. Природный человек, с которым встретились белые американцы, был таким следопытом, что это вошло в литературу. Таковым же был, разумеется, и древний человек. А неандерталец с его громадной носоглоткой и очень вытянутым мозгом — а следовательно крупным ольфакторным и лимбическим отделом, очевидно, обладал потрясающим чутьём. Таким образом, человек — самая плохая добыча.

30.3. Племена людоедов — чёрный пиар конкистадоров. Мы судим о людоедах по книжке «Робинзон Крузо» и тенденциозным рассказам белых колонистов, которые довели туземцев до состояния войны и утраты человеческого облика. Однако у современных людей есть мощнейшее табу на людоедство. Оно обусловленно не только внушением, но и инстинктом. Никто не внушает всем детям Земли, что людоедство это ужасно, и не бьёт их палкой, чтобы отвадить от этой дури. Однако практически все, исключая редчайших психопатов, испытывают отвращение от одной мысли, чтобы не только убить, но и употребить в пищу тело человека. Этот запрет весьма силён у многих млекопитающих. Я помню, читал, что когда на Командорах стали разводить песцов, они, даже голодные, не желали есть мясо убитых и ободранных на шкуру. У собак это тоже работает. А люди проявляют к людоедству инфернальное омерзение и яростный гнев. Следовательно, и древний человек (того же самого вида!) не жаловал каннибалистическую охоту. Тела погибших они действительно разбивали камнями и скорее всего поедали ткани мозга, богатые сфинголипидами. Но, очевидно, в целях ритуального сохранения памяти о человеке, а также ради утилизации постфактум.

30.4. Хотя, разумеется, были и случаи шизоидизации мышления, когда убитый не воспринимался, как человек, а назывался «зверем, свиньёй». Даже племена «настоящих каннибалов» в Папуа охотились за головами из ритуально-магических соображений, а не ради мяса. Людоедство не могло быть систематическим явлением. В таком случае человек быстро истребил бы собственный род, ведь он имел низкую численность, К-репродукцию и был искуснейшим охотником, владевшим массой методов умерщвления добычи (что, например, показано в фильме Гибсона «Апокалипто», 2006). Истинную охоту на людей как раз вели колонисты, а не туземцы. Но это не каннибализм, а охотничий адельфоцид.

30.5. Благодаря чёрному пиару человеческое людоедство изображается брутально: злой маньяк с откушенной рукой в окровавленной пасти. На самом деле оно может выглядеть вполне цивильно, как вкушание пекинской утки, стейка или бигоса в ресторане. Никто не мешает людоеду обработать жертву и приготовить беф-строганов. А раз он этого не делает, значит, это больной параноик, совершающий демонстративный акт отражённого суицида.

30.6. Таким образом, версия системного каннибализма и террора у древних людей противоречит логике, и я её отклоняю. "
Tags: архаический мир, жертвоприношения
Subscribe

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Химба: "анархисты" пустыни Намиб.

    Л. М. Управителева в своей книге "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" (2002, с. 34) сообщает: "В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments