Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Ещё о "духе времени".

В Лаосе, в провинции Сиангкхуанг, расположена Долина кувшинов. Там находятся тысячи больших каменных горшков размером от половины до трёх метров. Их вес достигает 6000 килограммов, а возраст составляет предположительно от 1500 до 2000 лет. Находятся также диски, которые могут служить крышкой. Антропологи и историки выдвигают предположения, что кувшины использовались как погребальные урны. Согласно исследователям, тела умерших складывались в сосуды (высотой между 0,9 и 1,8 метра, концентрация которых на одном участке доходила до 400 штук) для последующего гниения, после чего убирались оттуда и окончательно хоронились в прилегающей области — уже превратившись в кости.

valley-pitchers

Чем-то похожи эти кувшины на дольмены, не так ли?. Именно - своими отверстиями с каменными пробками-"затычками".

Интересно, что погребения в кувшинах находят и на территории Палестины, например в Гезере. Археолог Р. Макалистер, исследовавший похожие кувшины со скелетами младенцев, засыпанными просеянным песком, обнаруженные в Телль-эль-Хезе, предположил, что младенцы были закопаны живыми. Я полагаю, это всё те же старые байки (а-ля "Саламбо" Гюстава Флобера) про то, как ханаанцы приносили своих детей в жертву Молоху. Однако после публикации в 1935 немецким семитологом Отто Эйссфельдтом исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch большинство специалистов считают, что божества по имени Молох никогда не было [1].

Ну, то есть, расстояние между Лаосом и Палестиной таково, что не позволяет говорить о каком-то культурном "заимствовании". Значит, опять же, сам "дух времени" внушил народам, проживавшим одномоментно в разных уголках земли, практиковать одни и те же захоронения.

---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Еврейская энциклопедия подчёркивает, что "свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Так, слова Иеремии (7:31), говорившего от имени Яхве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов. Некоторые исследователи полагают, что среди израильтян обряды, связанные с проведением детей через огонь, могли некогда быть частью служения самому Яхве, который также нередко именуется Мелех, то есть Царь, но были отменены в процессе борьбы с язычеством". То есть еврейские пророки выступали против древнесемитских обрядов посвящения и клеймили участников этих обрядов, "проводящих своих детей через огонь", как детоубийц.  Еврейская энциклопедия говорит, что пророки могли позволить себе риторическую красочность в пылу полемики.
Tags: архаический мир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments