Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Томский полтергейст (5).

Теперь, на основе изученного материала, попытаюсь сделать некоторые выводы и написать небольшое послесловие к серии заметок о томском полтергейсте.

Ну, во-первых, то, что фокальным лицом полтергейста является подросток в переходном возрасте, сразу заставляет думать об обрядах перехода в традиционных обществах. Причём многие современные этнографы видят в этих обрядах лишь внешнюю, поверхностную часть, - повышение социального статуса, переход из мира детства во взрослый мир, - а внутренней, духовной части не касаются. Тогда как именно внутрення часть обрядов посвящения является главной. Дело в том, что в традиционных обществах ребёнок до определённого возраста вообще не считается человеком. [1] Приобщение его к людям происходит во время инициации. Инициация - это прежде всего обряд посвящения духам племени. Обряд проводится таким образом, чтобы ребёнок "умер" и в изменённом состоянии сознания встретился со своим духом. Эта встреча с духом и является приобщением-"причастием" подростка духовному миру взрослых. После того, как в нём произошло открытие духовного "измерения", подросток считается человеком и приобретает все "права человека": жениться и выходить замуж, носить оружие, участвовать в общественной жизни племени.

Будучи важнейшей особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Но что значит "отсутствует"? Если, к примеру, у вас чего-то нет на данный момент, это вовсе не значит, что этого вообще не существует. Духи по-прежнему существуют. Просто утерян способ культурного контакта с этими духами. И если происходит случайный контакт, он имеет дикие формы. При одном раскладе, от двух проводов загорается электрическая лампочка, при другом раскладе происходит короткое замыкание. Полтергейст - это и есть, по-моему, "короткое замыкание".

В традиционной культуре народов Севера имеется понятие о том, что некоторые люди являются "избранниками духов". Такие люди болеют особой "шаманской болезнью". И они болеют этой "болезнью" до тех пор, пока не согласятся стать шаманами. В противном случае упрямцы, как правило, умирают.

Может быть и Малыш, который встретился с Карлсоном, тоже является "избранником духов". И, наверно, все те подростки, которые задействованы в историях с полтергейстами, имеют предрасположенность к шаманизму. К ним приходят духи, но никто не понимает, что вообще происходит.

В православной культуре это "накатывание" духов называется беснованием или одержимостью. Ну да, шаман является одержимым человеком. То есть, по православной терминологии, "бесноватым". Причём, бесноватость считается абсолютно отрицательным качеством. Бесноватый человек, типа, ни к чему не пригоден.

В традиционной культуре народов Севера - не так. Там шаман - очень даже полезный член общества. Цитирую: "К шаману обращаются за помощью в любое время, как у нас порой обращаются к врачу. И хотя шаман не связан клятвой Гиппократа, он также как и врач не может отказать в просимом, а соглашаться должен немедленно. К этому, как единодушно утверждают сибирские аборигены, шаманов побуждают их духи-помощники. Часто шаману вовсе ничего не дают за его «услуги» или плата является чисто символической. И уж в любом случае не полагается заранее условливаться о «размерах благодарности». Как правило, живя в бедности, в системе натурального хозяйства, соплеменники шамана и не могут изыскать средств для должной компенсации. Но помимо всего прочего люди, составляющие неписьменные сообщества, кажется убеждены, что шаман обязан их обслуживать, что шаманство – не столько профессия, сколько призвание и мастерство."

Есть свидетельства этнографов, что в стародавние времена, когда имелись ещё очень сильные шаманы за полярным кругом, некоторые из них могли даже воскрешать мёртвых.

В принципе, та же власть дана Иисусом Христом Его верным последователям. Провожая Своих учеников на проповедь Царства Божия, Иисус говорил им: "больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф. 10:8). И ещё: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14:12). А Иисус воскресил мёртвого Лазаря. И ещё: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мар.16:17-18).

Но что-то пошло не так, и мы не видим среди православных священников целителей. Очевидно, это потому, что они не крещены Духом Святым. Именно это крещение открывает подлинную духовную жизнь со всеми присущими этой жизни сверхъестественными способностями и чудесами. Крещение Духом Святым и есть христианская инициация.

Вот так и получается: в православии "стяжание Духа Святого" остаётся лишь маргинальной практикой таких святых, как преп. Серафим Саровский. Собственного Духа не имеем, а всех прочих духов называем бесами.

Ситуация прямо как в нынешней системе здравоохранения. Раньше хоть колдуны были, бабки всякие "шептуньи", а ныне ни колдунов, ни врачей. Хорошего врача ныне днём с огнём не сыщешь.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Поэтому до инициации дети порой не имели собственных имён, или если и имели, то такие, которые даются исключительно детям. То есть в большинстве случаев это были временные имена. При этом у подростков восточных славян были особенные, уничижительные имена (типа Ивашка, Сашка), которые подчёркивали их не взрослый характер.

Tags: полтергейст
Subscribe

  • "Русский бог".

    Я не про одноимённое стихотворение Петра Андреевича Вяземского. Я про другое. У нас, в России, христианство ведь отличается от христианства…

  • О водном крещении.

    Прочитал у архимадрита Феогноста Пушкова, он же достопочтенный abbatus_mozdok - "о наболевшем": " Сколько всего было сказано об…

  • Размывание святости.

    Просмотрел Список канонизированных русских князей и княгинь. Довольно-таки длинный список. Где-то посередине списка находится Иоанн Калита,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments