Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О времени (6).

Продолжение. Начало см. О времени, О времени (2), О времени (3), О времени (4) и О времени (5).

В предыдущей записи говорилось о том, что у древних греков была такая богиня Ананке (или Ананка) — персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше. Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого — мировая ось. Кажется, это веретено и есть неумолимое время. И с этим ничего не могут поделать даже олимпийские боги. Обратить события вспять даже они не в силах. Как боги подчиняются вращению веретена Ананке, так и Вселенная подчиняется времени.

Ананке
Ананке и Мойры. В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Поскольку нить веретена закручивается в одну сторону, - и вместе с ней в одну сторону "крутится-вершится шар голубой", - время однонаправлено от прошлого к будущему и необратимо. А с этой необратимостью связано представление о судьбе. Для человека есть точка "входа" в мир сей и точка "выхода" из него. От точки "входа" до точки "выхода" можно провести прямую линию, а можно и кривую, но это будет одна и та же линия, имеющая начало и конец. И в этой линии, как в линии жизни на ладони, уже заключается предопределение. Ты вошёл в театр под названием "Жизнь" и играешь какую-то роль в пьесе, написанной не тобою, а на стене над дверью горит надпись "ВЫХОД". И ты никак не минуешь эту дверь. Это судьба.

Древние греки не молились Мойрам, богиням судьбы. Обращаться к судьбе с мольбой - безумие. Даже и "Солнце не преступит (положенной ему) судьбы: иначе его застигнут Эринии, блюстительницы Правды", говорит Гераклит. Всё заранее предопределено в недрах Матери. "Глубоко под землёй Мойры ткут нити человеческих жизней. Капли времён срываются со сводов и падают в глубины мрака. Гулкие переходы Аида наполнены реющим звуком: словно бьют свои удары бесчисленные маятники. Как в мастерской часовщика, нагоняют и перегоняют друг друга неисчислимые ритмы, сплетаются и расплетаются. Упруго жужжат веретена судеб. Сердца всех существ пульсируют в этих недрах. Тут ткётся из ритмических колебаний - быстрых и медленных, глухих и звонких, из гулов и пещерных созвучий - живой ковёр будущей Вселенной" (цит. по: о. П. Флоренский. "У водоразделов мысли").

Флоренский – это выдающееся и уникальное явление в истории отечественной, да, пожалуй, и мировой культуры – так мыслит о времени: «Время никогда не мог я постигнуть как бесповоротно ушедшее; всегда, насколько помню себя, жило во мне убеждение, что оно куда-то отходит… и там скрывается, засыпает; но когда-то и как-то к нему можно подойти вплотную - и оно тогда проснётся и оживёт. Прошлое - не прошло, это ощущение всегда стояло предо мной яснее ясного… я ощущал вязкую реальность прошлого и рос с тем чувством, что на самом деле прикасаюсь к бывшему много веков тому назад и душою вхожу в него. То, что в истории действительно занимало меня - Египет, Греция, стояло отделённое от меня не временем, а лишь какою-то стеною, но сквозь эту стену я всем существом чувствовал, что оно и сейчас здесь».

Ну да, "нить времени", она, по всей видимости, всё-таки существует. И по этой "ниточке" веретена можно "уйти" в прошлое или "выйти" в будущее. Очевидно, прошлое и будущее недоступны лишь в обычном состоянии сознания, а в изменённом состоянии сознания снимаются все противоречия и получается "три в одном".

Мирча Элиаде говорит: "Что раздельно и антагонистично в космической реальности, то воссоединено, «обобщено» в божестве. Это совпадение противоречий не может быть «понято» человеческим разумом, равно как не может оно и реализоваться в человеческом опыте. Как говорит Псевдо-Ареопагит, существует «некая тайна». Она же приоткрывает свой смысл лишь в известных обстоятельствах. «Тайна», несомненно, была ведома и почитателям Великих Богинь с доисторической эпохи и вплоть до времени, непосредственно примыкающему к христианству. Разумеется, на примитивном уровне, но всё же это «тайна» сохранялась. Ибо в культе Великих Богинь «противоречия» совпадали во всех своих проявлениях: моральном, религиозном, социальном и проч. Сатурналии производили полную перемену норм и ценностей. Что запрещалось в течение года, то разрешалось и даже поощрялось во время сатурналий. Это есть «Всеединство», реализованное в итоге «опрокидывания всех ценностей» и coincidencia oppositorum [«совпадение противоречий»].

На Востоке Великие Богини порой изображаются с веретеном в руках. Они прядут нить жизни. Такова, например, богиня с веретеном, найденная в Трое и относящаяся к эпохе 2000—1500 гг. до н. э. Некогда и Парки принадлежали к кругу этих богинь. Со временем, однако, их функции ограничились исключительно областью, определенной рождением и судьбами людей. И в этой функции — хранительниц «нити жизни» — угадывается амбивалентный характер Великих Богинь. Точно так же, как они властвуют над космическими ритмами (луна, вода, дождь), они управляют людскими судьбами. Нить, которую они прядут, длиннее или короче, в зависимости от их воли. «Воля» эта никоим образом не ограничена какими-либо критериями, никоим образом не подчинена каким-либо законам. Судьба человека столь же иррациональна, как и судьба всей общности людей, которые по воле Великой Богини могут погибнуть от голода (засухи) или на войне. Это полное уподобление жизни индивида и жизни вида, уподобление под знаком Великой Богини. Судьба человека предопределена, по мифу, нитью жизни. Это более длинное или более короткое время. Само собой разумеется, что в некоторых культурах Великие Богини исполняли также роль божеств Времени и Судьбы. Например, в Индии «время» называется kala — слово, очень похожее на Кали, имя Великой Богини. Даже проводились параллели между этими двумя словами, на чем здесь не место задерживаться. Слово kala «время» означает и «черный», «темный», «запятнанный». В этих понятиях можно обнаружить множество смыслов. «Время» оказывается «черным» потому, что оно иррационально, жестоко, немилосердно. Живущий во времени, под властью времени — это человек, подверженный целому ряду страданий. С другой стороны, по той же индийской философии, человечество давно живет в эпохе калиюга, т. е. в «темной эпохе», когда возможны всякого рода духовные заблуждения и преступления; в эпохе полного падения метафизики — последнем этапе некоего завершающегося цикла. И совсем не случайно в названии этой космической эпохи сосуществуют понятия время, темнота и Великая Богиня...".
Tags: время
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments