Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Пеласги.

Попробую разобраться - на свой страх и риск, - кем же были эти загадочные пеласги.

Прежде всего, посмотрю, что сообщает о них Википедия.

"Пела́сги, уст. пелазги (др.-греч. Πελασγοί) — имя, которым древнегреческие авторы именовали народ (или всю совокупность народов), населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации (в так называемый элладский период греческой истории), а также существовавшие некоторое время после прихода греков."

Я пока склоняюсь к тому, что пеласги - это всё-таки совокупность народов. У нас на Руси раньше называли "немцами" всех европейцев, и до сих пор старые невежественные люди называют "баптистами" (или даже "бактистами") всех вообще сектантов. Почему бы и древним грекам не называть все народы, жившие в Эгеиде прежде них, "пеласгами"? Это вовсе не отменяет того предположения, что пеласгами именовались и люди какого-то конкретного племени, но название этого племени могло получить расширительное значение, как у нас со словом "немцы".

Смотрим далее. У Гомера в Илиаде пеласги представлены как союзники Трои. В то же время, союзниками Трои были и амазонки. Значит, у пеласгов было что-то близкое с амазонками. Возможно, их общество было с матриархальным "уклоном". А греки, наоборот, были "чёткими пацанами" и держали своих женщин в гинекеях.

Греческий дом

"В пьесе Эсхила «Просительницы» Данаиды, бежавшие из Египта, просят убежища у аргосского царя Пеласга; Царь Пеласг правил пеласгами и был «сыном Палайхтона („древней земли“)». Эсхил называет страну «краем пеласгов» и землей пеласгов. В продолжении «Просительниц», утраченной пьесе Эсхила «Данаиды» он также писал о том, что родиной пеласгов был Аргос близ Микен".

Интересны подробности этой пьесы Эсхила.

Пятьдесят невест, дочерей Даная, бегут от пятидесяти женихов, сынов Египта, в пеласгийский Аргос, "как стая голубок - от коршунов". Многозначительно связывает Эсхил Данаид с амазонками.

Дочери Даная, "девственницы неукротимые", ненавидят не только своих женихов, но и самый брак, и если он - воля богов, то и на них восстают. "Мужебоязнью врождённой" гонимые, бегут они от брака:

"Лучше в петлю, чем на ложе
Ненавистное мужей,
Лучше смерть и ад!
"

Молят царя земного:

"Познай мужей обиду",

и Царя Небесного:

"Зевс, избавь от мужского насилья...
Зевс, подай одоление жёнам
!"

Молят, но знают, что никто их теперь не услышит - ни на земле, ни на Небе; древнее царство их кончено: новые боги и люди - все против них.

"На Олимпе Зевс насильем
Стародавние законы
святотатственно попрал
..." [1]

С ними осталась только дева Артемида [2]. К ней и прибегают с последней мольбой:

                "О, да избегну я,
                 Дева безбрачная,
                 Ига объятий мужских!
Да преклонит же к молящим
Лик свой милостивый Зевса
Целомудренная дочь,
И святым своим покровом
От бесстыдного насилья
Дева - деву защитит
!"


Значит, вовсе не случайна связь пеласгов с амазонками. Данаиды бегут под их защиту, спасаясь от мужского насилия. Очевидно, знают или помнят, что у пеласгов закон более древний, стоящий на защите женщин.

"Гелланик Лесбосский (V век до н. э.) был первым из дошедших до нас авторов, который писал о переселении пеласгов в Италию и смешивал их с тирренами. В «Форониде» он писал, что от царя Пеласга и Меннипы, дочери речного бога Пенея (в Фессалии), родился Фрастор, а от него — Аминтор, а от последнего — Тевтамид, а от него — Нанас. В его правление пеласги были изгнаны эллинами и, оставив корабли у реки Спинет (в северо-восточной Италии), захватили город Кротону во внутренней части страны и, двигаясь оттуда, дали начало области, называемой во времена Дионисия Тирренией (Этрурия). После переселения они получили имя тирренов (этрусков)".

Вполне возможно, что и этрусков можно причислить к пеласгам.

"Геродот упоминает, что отдельные поселения пеласгов сохранялись в его время, но в целом приурочивает эпитет «пеласгический» ко временам глубокой древности, когда они якобы населяли всю Грецию. В целом Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась Пеласгией".

"Причём из его описания следует, что пеласги находились на более высокой стадии развития, чем греки:

«Афиняне изгнали пеласгов из Аттики — справедливо ли или несправедливо они поступили — этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие. Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали свою собственную землю у подошвы Гиметта для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землёй.(…) Итак, изгнанные пеласги переселились в другие земли, и в том числе на Лемнос.»
"

"Со ссылкой на жриц из Додоны Геродот сообщает, что греки заимствовали от пеласгов имена богов и некоторые древние культы (почитание низших богов, Кабиров). По мнению Геродота, святилище Зевса в Додоне было основано женщиной, похищенной финикийцами из египетских Фив и проданной в Феспротию (в Эпире) в те времена, когда Эллада называлась ещё Пеласгией). Дочери Даная принесли из Египта праздник и обряды Деметры и научили им пеласгических женщин."

Ну, здесь опять звучат матриархальные обертоны в коннотации с пеласгами.


"Страбон упоминает пеласгов при описании многих областей Греции, Азии и Италии. Ему мы обязаны многочисленным цитатам и пересказам более ранних источников. Он также дал общую характеристику взглядов на происхождение пеласгов, сложившуюся к его времени: Что касается пеласгов, то почти все согласны, что какое-то древнее племя этого имени распространилось по всей Греции, особенно между эолийцами в Фессалии".

"Рассказ о переселении в Италию пеласгов, которые изгнали сикелов из области Лация и заключили союз с аборигенами, излагался у Филиста Сиракузского и ряда других историков, чьи труды использовал Дионисий Галикарнасский. Пеласгов в Италии упоминал и Варрон. Мирсил из Мефимны на Лесбосе (историк III века до н. э.) также смешивает пеласгов и тирренов".

"Дионисий Галикарнасский не согласен с теми греческими авторами, для которых пеласги и тиррены (этруски в латинском) были одним и тем же народом. В его представлении, этруски захватили опустевшие после голода города пеласгов, из-за чего и произошло смешивание; сами же этруски были, по его мнению, местным племенем".

Это к вопросу о связях между пеласгами и этрусками.

"Античные авторы находят пеласгов в таком количестве регионов, что это ставит в тупик и древних, и современных исследователей."

Ну, может быть было бы проще считать "пеласгами" всю средиземноморскую расу до появления "народов моря"? Тогда и не было бы "тупика".

"В 5—3 тыс. до н. э. территория севера Греции была южной границей распространения высокоразвитой культуры Винча, которую можно рассматривать как одного из вероятных предков пеласгов".

Может быть. Тем более, что по мнению археолога В. А. Сафронова, «совпадение ряда черт культуры Чатал Хююка и культуры Винча настолько разительно, что учитывая уникальность сравниваемых признаков из области духовной культуры, исключающих конвергентность, можно говорить о генетической связи Чатал Хююка с Винчей». Опять же и здесь с пеласгами связан матриархат Чатал-Хююка.

Богиня Мать Чатал-Хююка

"В 1901 году Дж. Серджи была выдвинута гипотеза о происхождении пеласгов из среды протоберберского населения Северной Африки. Эта гипотеза была подвергнута осмеянию. Однако в конце XX в. американский лингвист Эрик Хамп привел большое количество сведений в пользу правоты Серджи".

Кстати, филистимляне тоже могут быть как-то связаны с пеласгами. "Библия указывает на их родство с жителями Кафтора, который принято отождествлять с Критом; с другой — Библия выводит филистимлян потомками Мицраима (Быт. 10:13), соответственно, указывая на их африканское (хамитское) происхождение".

Тут только совершенно непонятно, были ли филистимляне теми самыми "народами моря", или они бежали от "народов моря". Для египтян наверно это было всё равно - агрессоры высаживались на их побережье, или беглецы от агрессоров.

"Древнеегипетские надписи упоминают PLST (предположительно пеласги) среди «народов моря», вторгшихся в Египет на рубеже XIII—XII вв. до н. э. при Рамзесе III. Надписи на стенах храма Мединет-Абу сообщают о том, что египтяне разбили пришельцев в морской битве, однако вряд ли победа была решающей. Судя по изображениям в храме, вторжение не было простым набегом; противники египтян привезли с собой семьи и повозки с быками, что указывает на их намерение поселиться на захваченной территории. Сам Рамзес III в надписи сказал, что поселил пленников из «народов моря» в своих крепостях".

"Язык пеласгов был сильно отличен от греческого. Геродот, владевший многими языками Балкан и Малой Азии, не понимал пеласгский язык и называл его «бесспорно варварским».

Ряд исследователей причисляет к памятникам пеласгского языка Лемносскую стелу и ряд кратких надписей VI—VII вв. до н. э., происходящих с этого же острова, поскольку Лемнос, согласно Геродоту, был последним пристанищем пеласгов, где они сохранялись ещё в VI в. до н. э. Надпись на стеле выполнена древнегреческим алфавитом, однако язык надписи пока не расшифрован с достаточной уверенностью, хотя позволяет с большой вероятностью отвергнуть индоевропейскую гипотезу. По многочисленным грамматическим показателям и даже совпадающим словам установлено родство языка стелы с этрусским и этеокипрским языками.

По Дионисию этруски
долго проживали бок о бок с пеласгами, потом заняли их города и могли многое позаимствовать в языке. Однако явное грамматическое сходство этих языков служит аргументом скорее в пользу исконного родства, чем простого заимствования".
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] С точки зрения патриархальной "олимпийской" мифологии, Зевсу, Посейдону и Аиду принадлежала верховная власть над миром; однако, приобретённая путём захвата, она не была "изначальной" и, следовательно, не могла рассматриваться как естественная и легитимная.
[2] Напомним по этому поводу, что храм именно Артемиды пострадал в Эфесе от небезызвестного Герострата.
Tags: архаический мир, пеласги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments