Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

«Человек есть символическое животное».

Эрнст Кассирер (1874-1945), немецкий философ-неокантианец, является создателем теории человека, понимаемого им как «animal symbolikum», «существо символическое», согласно которой ключом к природе человека является символ, а именно способность человека символизировать окружающую его действительность.

Согласно Кассиреру, человек живёт не просто в естественном универсуме (как все другие животные живут), а в символическом мире, т. е. во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. Именно в этой Вселенной и существует человек. По Кассиреру, человек до такой степени пронизан этим миром символов, живёт в языковых формах, религиозных обрядах, что не может знать и видеть себя иначе, чем через подключение этих искусственных сред. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в Символической Вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность.

Здесь любопытно отметить именно это "иное измерение" человеческого мышления, которое радикально отличает его от всех животных и заставляет подозревать связь мышления с духовным миром. Понятное дело, что материалисты против такой постановки вопроса. В своём желании "уровнять" человека с животными они порой доходили до смешного. Так, Ж.Ж. Руссо считал мышление человека ненужным излишком, который портит человека и мешает ему быть природным существом. Знаменитое высказывание Рене Декарта «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак» можно трактовать подобным же образом: собака, которую Декарт называл anima machina, является куда более совершенным существом, потому что живёт по законам природы.

Итак, в соответствии с учением Э. Кассирера, между человеком и миром находится посредник и этим посредником выступает символ. Символическая Вселенная определяет человека настолько, что он осознаёт себя только через неё. Это значит, что человек — существо культурное, а культура есть не более как совокупность символов. Следовательно, делает вывод Э. Кассирер, человек — это не столько Homo sapiens, — человек разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический.

Без символов, полагает Э. Кассирер, жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Ну, то есть, человек вне мира символов - это практически животное, что наглядно демонстрирует феномен "маугли".

Оспаривая аристотелевское определение человека как «общественного животного», Кассирер замечает, что общественными животными являются и пчёлы, и муравьи, превосходя человеческое общество в сложности и чёткости организации трудовой деятельности. «Однако в случае человеческого объединения налицо не только общество действия, как у животных, но также и общество мыслей и эмоций. Язык, миф, искусство, религия, наука суть элементы и непременные условия существования этой более высокой формы общества. Они суть средства, с помощью которых те формы социальной жизни, которые мы находим в органической природе, доходят в своём развитии до нового состояния — стадии общественного сознания. <...> Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника — социальную жизнь. Но этот посредник значит для человека нечто гораздо большее, чем какая-нибудь внешняя определяющая сила. Человек подобно животным подчиняется правилам общества, но он, сверх того, сам участвует в формировании общественной жизни и способен к её активному изменению».

Закон биологической жизни, который распространяется и на человека, гласит, что никакие приобретённые индивидом в течение его жизни навыки и умения не передаются по наследству и не могут влиять на жизнь рода, но человек, в отличие от животного, сумел преодолеть эту преграду и научился сохранять плоды своего индивидуального труда — он создал культуру, «человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования» — и таким образом обрёл бессмертие.

Добавлю от себя, что homo symbolicus предпочитает лишить себя жизни, если его пытаются "выключить" из Символической Вселенной и предоставить ему жить, как все прочие животные, во вселенной материальной. То, что некоторые люди предпочитали сгореть в пламени костра, но не отречься от собственных убеждений, доказывает причастность человека к "иному измерению", которое для него дороже всего на свете.
Tags: антропология
Subscribe

  • Вздыбленная Русь.

    Д. А. Мачинский говорит, что "наше состояние раз и навсегда зафиксировано Пушкиным. Помните? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над…

  • Томас Мортон - американский "двойник" Петра Первого.

    В ранней истории Нового Света имеется колоритнейший персонаж - Томас Мортон. Приведу цитату из книги А. А. Бушкова " Неизвестная война. Тайная…

  • Демоническое.

    Один из аспектов "демонического" сформулирован Ролло Рис Мэй ("Любовь и Воля"). "Демоническое – это стремление…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments