Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Что такое мужество?

По мнению Аристотеля, мужество - это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество».

При этом сразу вспоминается неувядаемый образ дон Кихота.

дон Кихот

В воспалённом воображении Дона Кихота мельницы - огромные чудовища, которые каким-то образом угрожают человечеству. И он, преодолевая страх смерти, мужественно сражается с этими "чудовищами". Дон Кихот неистово мчится на своём худосочном коне и нападает на чудовищ - "драконов", протыкает их копьём, пытаясь убить...

Тут надо сказать, что Дон Кихот предварительно начитался историй о мужественных рыцарях, описанных поэтами, и сам решил таким стать. Настоящие рыцари, как говорится в рыцарских романах, непременно были должны совершать доблестные подвиги во имя прекрасной дамы. Дон Кихот выбрал себе любимую - Дульсинею Тобосскую. К слову, его избранница вовсе и не была столь прекрасна, но наш рыцарь был слеп и глух, в его воображении Дульсинея являлась самой прекрасной женщиной на Земле.

mazzarino в комментах поделился мыслью: Сказать по правде, в последнее время у меня всё более одолевает мысль "Боже, сколько ж мы настряпали условностей, которые всё более усложняют жизнь...".

Ну да, Дон Кихот как раз является гротескным примером человека, который попался на "крючок" этих самых условностей. Дон Кихот - наивная и романтичная фигура, он свято верит историям о доблестных рыцарях и, по своей наивности, видит врагов Христа и Мадонны там, где их нет.

Битва с ветряными мельницами - это, конечно, смешно. Но если взглянуть на историю прошедшего XX века, - разве мало в ней было подобных битв?

смерть буржуям

В советской России наивные, как Дон Кихот, люди, верили, что если они перебьют всех буржуев и их "прихвостней" (к этой категории "прихвостней" можно было причислить любого несогласного с "красным террором"), то наступит всеобщее счастье и процветание. В Третьем Рейхе такие же наивные немцы верили, что если они перебьют всех евреев, то сразу же, автоматически, наступит новая эпоха в истории человечества - эра героев, похожих на средневековых рыцарей Запада.

То есть, повторим ещё раз, человек живёт не просто в естественном универсуме (как все другие животные живут), а в символическом мире. По Кассиреру, человек до такой степени пронизан этим миром символов, живёт в языковых формах, религиозных обрядах, что не может знать и видеть себя иначе, чем через подключение этих искусственных сред. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в Символической Вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность.

Вот, возьмём, например, тех "народовольцев"-террористов, о которых я недавно писал.

А. И. Желябов,

Zhelyabov

А. А. Квятковский,

Kviatkovsky2

А. Д. Михайлов,

Mikhailov_AD

Н. А. Морозов, -

Morozov1910

все они выглядят как вполне приличные люди, однако их умы находятся в ином измерении действительности. Они не видят иного способа освобождения русского мужика от гнёта Самодержавия кроме как убить царя. И они по-своему мужественны и самоотверженны, но их борьба напоминает борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Ну, вот, убили они Александра ll. На его место пришёл Александр lll. И - что? В конце концов, уничтожили монархию, убили последнего русского царя Николая ll. И - что? Народ "слепил" себе из Сталина "красного царя", ещё похлеще того, с которым боролись "народовольцы". Нельзя внешне освободить людей больше, чем они внутренне свободны [1]. Мужики, в массе своей, в те времена ментально были несвободны. И как они воспользовались свободой после революции? Сначала ударились в грабежи, а потом создали "культ личности" Сталина. Если бы всё это предвидели "народовольцы", стали бы они убивать Александра ll? Это ещё большой вопрос. И уж точно они прекратили бы свою борьбу с ветряными мельницами, если бы имели воззможность заглянуть на 100 лет вперёд и увидеть, что, например, Финляндия, будучи частью Российской империи, прекрасно обошлась без революции и террора, что финны жили ничуть не хуже советских граждан. А если бы узнали, что через 70 лет сами революционеры-коммунисты проведут "перестройку" и превратятся в буржуев-капиталистов, они, обратившись друг к другу, повертели бы пальцем у виска и больше никогда бы не встечались с дураками.

Теперь, возвращаясь к тому, с чего начали, мы можем сделать вывод, что довольно часто мужество проявляется "не по делу". Потому как "добро", ради которого человек устремляется в опасность, понятие неопределённое и шибко растяжимое. "Раскулачить" "кулака" в 20-е годы прошлого века - это было "добро", а ныне это вовсе не "добро". И многое из того, что сегодня у нас считается "добром", через 100 лет стыдно будет вспомнить.

val000 в своей заметке о мужестве говорит, что истинное мужество проявляется лишь в "связке" человеческого сознания с божественным. "Отбросив влияние воспитания, такую любовь к высшей духовной добродетели может дать только истинное понимание - прямой контакт с высшими уровнями духовного мира (в греческой мифологии - общение с богами), для чего нужна душа очень высокой степени чистоты (развития). Такая душа не только передаёт уму понимание высокого, но и одаривает ум осознанием собственного бессмертия (бессмертие - как дар богов). Человек перестаёт воспринимать себя как тело. Смерть ему больше не страшна. Это бесстрашие, основанное на высокой духовности (на осознании себя в качестве бессмертной души) и есть истинное мужество."

Опять же тут на ум приходят викинги, берсерки. У них был "прямой контакт с высшими уровнями духовного мира" - богом Одином, который "одаривал их умы осознанием собственного бессмертия", и они - с криком "Один!" - рубили головы направо и налево. Очень мужественные были мужики. Я ещё в детстве смотрел американский фильм "Викинги", который произвёл на меня неизгладимое впечатление.

викинги

Можно ещё вспомнить мужественных крестоносцев, сражавшихся за Гроб Господень. Гроб Господень - это добро? Ну да, добро, только ныне за это добро никто не сражается (последней "отрыжкой" средневековой "грызни" за это добро была Крымская война 1853 - 56 годов).

Отношение Самого Иисуса Христа ко всем видам "борьбы за добро" недвусмысленно выражено в Евангелии в Его словах, обращённых к Петру: "возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26:52).

Ап. Пётр с мечом

Христос не приемлет никакого мужества в борьбе за добро, потому как знает наперёд, что зло нарекут "добром" и станут сражаться за это "добро". Кстати, именно поэтому римские язычники обвиняли ранних христиан в "постыдном отсутствии мужественности". Именно поэтому и князь Святослав на предложение своей матери Ольги принять христианство ответил: «Как мне  одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» Летописец цитирует апостола Павла: "Для неверующих вера христианская юродство есть". Кстати, про князя Святослава я писал здесь и здесь. "Крутой" был мужик, настоящий норманн, и представить его в смиренном образе "раба Божьего" никак невозможно, а кривить душой, прикидываться "волком в овечьей шкуре", он не хотел, да и не нужно ему это было.

Но и как же быть с мужеством? Это же, безусловно, положительное качество. Да, но в христианстве можно лишь мужественно отстаивать свою веру и свои убеждения, мужественно переносить лишения и страдания за веру, но мужественно бороться за веру, добро и правду запрещено. Потому как и вера христианская везде разная, и что же теперь - православным биться с католиками? В СССР была газета "Правда", про которую мой отец говорил: "Всё исписано, а почитать нечего". Про относительность "добра" я уже говорил.

Самый лучший пример мужества я видел в фильме "Бронкская история" о мальчике Калоджеро из итальянского квартала Бронкса, отец (Роберт де Ниро) которого работает простым водителем автобуса. Мальчик "спутался" с мафиози и считает, что вот они - такие "крутые" и мужественные, а его папа - "тюфяк". И однажды папа в автобусе говорит сыночку: "Ты что, думаешь, это мужество - избивать и грабить людей? Мужество - это каждый день вставать в 4 часа утра и водить автобус по маршруту весь день, честно зарабатывая свой хлеб".

---------------------------------------------------------------------------------
[1] Тут вспоминается гениальный телеспектакль "Эзоп" с Александром Калягиным и Олегом Табаковым в главных ролях. Там как раз и показано, как раб Эзоп внутренне свободен, а его хозяин - раб по сознанию, и он в конце спектакля умоляет своего раба освободить его из отчаянного положения, в котором тот оказался из-за своей дури.
Tags: размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments