Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

О "свальном грехе" (2).

В продолжение статьи "О свальном грехе".

Православные сектоведы в своих кабинетных "исследованиях ереси хлыстов" писали, будто христоверы на своих собраниях после радения занимаются "свальным грехом". Даже такой маститый современный писатель-историк, как Валерий Шамбаров, "купился" на эти измышляния. Вот цитата из его статьи "Опасная история. Хлысты, вертуны, телеши и скопцы":

"В некоторых сектах радения исполнялись вполне по-язычески, в чём мать родила. А главные ритуалы во многом повторяли древние мистерии Востока и Малой Азии. Например, тёмные магические таинства «матери богов» Кибелы, справлявшиеся когда-то на горе Ида. Сохранились даже следы человеческих жертвоприношений, ритуального каннибализма: в незапамятные времена так поступали с избранницей, олицетворявшей богиню, хотя у хлыстов жертва стала уже символической. Ночью, около праздника Троицы, они плясали при свечах вокруг большого чана с водой, бичевали себя до крови, взывали в песнях к «богородице-матери земле сырой». Она выходила снизу, из погреба, выносила блюдо с дарами: изюмом, сладкими ягодами. Угощала собравшихся, помазывала водой. Её саму торжественно омывали, срезали сосок и, измельчив его на частички, кощунственно «причащались плотью и кровью». Это считалось высшей хлыстовской «святыней». А запрещение блуда ничуть не распространялось на общие оргии: после радений свечи гасились, и в темноте устраивался «свальный грех». Забеременеть от неизвестного отца признавалось «от бога». Такая женщина объявлялась новой «богородицей», а зачатые в ритуалах дети должны были стать «христами» и «пророками»."

Семья христоверов
Семья христоверов ("хлыстов")

Это очень странно, но это поверье распространено очень широко и разделяется некоторыми умнейшими людьми. Так, например, Зигмунд Фрейд был твёрдо убеждён, что на самых ранних ступенях человеческой истории имели место быть беспорядочные половые связи, то есть, грубо говоря, кто кого поймает, тот того и "трахает", несмотря на возраст и степень родства. И хотя антропологи не нашли никаких свидетельств в пользу этих измышлений Фрейда, они по-прежнему очень популярны в массовой культуре. Ну о-o-oчень хочется людям верить, что где-то когда-то была такая сексуальная вольница.

С. Г. Фатыхов в своей книге "Новая археология матриархата. Социокультурный анализ" пишет:

"О  существовании  промискуитета  в  неолите  говорит  наскальная  графика,  обнаруженная  в  середине  60-х  годов  XX века французским  археологом  Анри  Лотом  на  североафриканском плато  Тассилин-Аджер.  Сюжет,  выбитый  здесь, воспроизводит  промискуитетную  оргию,  близкую  к  оргиям  «нанга»  и «манга»,  зафиксированным  на  изолированных островах  Фиджи  и  Вити.  Мужчины  на  Фиджи  и  Вити  гонялись  во  время мистерий  за  женщинами,  и  те,  которых ловили,  становились половой  жертвой  тех,  кто  их  поймал.

Л.П.Потапов  сообщает,  что  у  дореволюционных  бурят, живших  в  условиях  относительной  изоляции,  во  время  ночных оргиастических  празднеств  после  танца  «надан» мужчины  и  женщины  уединялись  по  парам  и отдавались  прелестям свободной  половой  любви.  Говоря  о  пережитках  промискуитета  у  радимичей,  вятичей,  северян,  Нестор  пишет,  что они  «один  обычай  имяху... брацы  же  (браки.  —  С.Ф.)  не  бываху  у  них,  но  игрища  межю селы.  Схожахуся  на  игрища и  умыкаху  жены  себе,  с  нею  же кто  совещашеся;  имеху  же  по  две  и  по  три  жены».  Лев  Африканский  упоминает  о храме  на  севере  Африки, где  в  определённое  время  года  в  начале  ночи  собирались  мужчины  и  женщины  и  «после того,  как  они  совершали  свои  жертвоприношения,  свет  гасили,  и  каждый  наслаждался  той  женщиной,  которую послал  ему  случай.  Когда  наступало  утро, каждой  женщине,  находившейся  в  эту  ночь  в  храме,  запрещалось  в течение  года  приближаться  к  своему  мужу.  Детей, родившихся  за  это  время,  воспитывали  священники  храма»."

Как видим, все подобные лжесвидетельства повторяют одно и то же клише, как под копирку.

В данном отношении любопытно взглянуть на промелькнувшее здесь слово "оргия". В наше время, у кого ни спроси, что означает это слово, каждый ответит, ничтоже сумняшеся, что это, типа, разнузданный секс, ну, то есть, всё тот же "свальный грех".

В принципе, то же самое сообщает и Википедия: " О́ргия (греч. όργιον) — групповое (от трёх человек) половое сношение; религиозные обряды многих древних народов, связанные с культами богов, носившие сексуальный характер. Например, в греческой религиозной традиции — празднество в честь бога вина и веселья Диониса".

Если открыть и почитать какую-нибудь галиматью типа "Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних" Ю. А. Матюхиной, где в двух-трёх абзацах написано обо всём на свете, то там можно прочитать следущее:

"С культом плодородия связаны многие древние изуверские ритуалы, и среди них оргии безумствующих женщин (менад) в Древней Греции. Оргии посвящались богу Дионису и представляли собой страшные обряды с убийством людей. Приверженцы культа Диониса собирались в братства, а составной частью их ритуала становилось поедание сырого мяса зарезанного животного, чтобы получить большую силу.

Перед оргиями женщины вводили себе наркотическое вещество непосредственно во влагалище и превращались в оживших, сексуально необузданных фурий. Едва прикрыв тело звериными шкурами и венками из плюща, менады вешали себе на шею собственноручно задушенных змей, а в руки брали искусственные фаллосы, вырезанные из дерева. С воплями менады носились по горам и полям, преследуя мужчин и совершая над пойманными сексуальные насилия. После этого мужчин убивали, разрывая на части, и пили кровь своих жертв, а мясо выбрасывали хищным птицам. Правда, так было только в древнейшие времена; затем женщины стали ловить животных, поедая их сырое мясо.

Считалось, что с помощью таких ритуальных убийств женщины как бы приобщались к плоти и крови растерзанного титанами Диониса. По верованию греков, Дионис каждую осень умирал, а каждую весну воскресал. На Крите в честь Диониса ежегодно приносились в жертву маленькие мальчики: на один день их объявляли царями, а затем разрывали на части и съедали в память о растерзанном и съеденном титанами Дионисе; позднее вместо детей стали убивать молодых бычков
."

Однако если мы почитаем о культе Диониса у такого всемирно известного культуролога, как Мирча Элиаде, то не найдём там ничего подобного. Зато там есть другое:

"Единение с богом достигается жертвоприношением животного, которое раздирают на части (sparagmos) и поедают сырым (omophagia). Всё остальное: необыкновенная физическая сила, неуязвимость для огня и оружия, чудеса (вода, вино, молоко, источаемые землёй), безбоязненные отношения со змеями и молодняком диких животных – результат экзальтации, отождествления с богом. Дионисийский экстаз означает, прежде всего, преодоление человеческой ограниченности, достижение полного освобождения, обретение свободы и непосредственности, не характерных для человеческих существ. То, что среди этих свобод есть свобода от запретов, правил и условностей этикета и социального порядка, кажется очевидным, и это одна из причин массовой приверженности женщин культу Диониса".

В заключении своей диссертации "Культ Диониса и "дело о вакханалиях" в Риме" кандидат исторических наук Наталья Юрьевна Сулейманова пишет:

"Оргия была основным ритуалом вакхических мистерий, приобщавшим человека к таинствам природы. Главная цель этого священного действа состояла в очищении личности [1] и достижения участниками мистерий психологического состояния единения с богом, через которое приоткрывалась тайна сущего. Однако в полисах Греции совершенно сознательно были предприняты шаги в сторону ограничения иррациональности оргий, которые, в случае отсутствия контроля, приводили их участников к полному подчинению бессознательным порывам, ведущим к хаосу и нерациональному поведению".

Очевидно, именно из-за этих отдельных эксцессов нерационального поведения мистерии Диониса были запрещены в Риме. Тогда, как и ныне, пошли разговоры о "свальном грехе", и вместе с водой выплеснули ребёнка.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Как пишет М. Элиаде, оргаистическим действам предшествовал суровый пост — как в еде, так и в половых отношениях.
Tags: религиоведение
Subscribe

  • Тамтам - "телефон Африки".

    Говоря о социальных и межличностных взаимоотношениях в Африке, Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической…

  • Оборотни-«леопарды».

    Африканист И. Л. Андреев рассказывает такую историю (Тамтам сзывает посвящённых. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 202): " В 1946 году в разных…

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments