Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

К этимологии слова "хер".

С. Г. Фатыхов в своём исследовании "Новая археология матриархата. Социокультурный анализ" (2009. С. 96 и 100, 101) говорит, что в  санскрите  kar и  kег  означают  и  камень,  и  гору,  и  землю,  и  рог,  и  мужской  детородный  орган,  и доминантного старца. Он сообщает, что предводители  родов,  колдуны, жрецы,  носили  очень  похожие  имена-звания: «карапан», «керемед»  —  у  древних  персов,  «король»,  «герой» —  у  славян,  «кори»  —  у  узбеков  и  таджиков,  «кер-бобо»  —  у туркмен,  «карт»  —  у  татар,  hart  —  у  немцев.

В связи с этим выстраивается любопытная этимология слова "хер".

"Очевидно, праформой  этого слова  является  санскритское  «кар» [1] («кер»),  что  в  переносном  смысле  означает крепкий корень,  узел,  фаллос,  а  в  прямом  —  камень,  или  —  земля,  причём  такая  двусмысленность прослеживается не только  в  санскрите,  но  и  в  других  языках. Олжас  Сулейменов  утверждает,  что  в  тюркских  наречиях слово «земля» представлено  фонетическими  вариантами  «йер»,  «йар»  (то  есть вместо  согласного  «к»,  который  был  в  древнем фонетическом  варианте,  появляется  гласный  протез  —  С.Ф.),  потом  —  «жер»,  «джер»,  «чер»  (отсюда  русское «чёрный»  —  С.Ф.),  «дьер»,  «тьер»,  и,  наконец,  то,  что  не  отметил  О.Сулейменов,  —  возврат  к  праформе:  «кер», «кар»  и  «кир».  В  германских  языках  у  этой  праформы  также  исказилась  консонантная  основа,  но  тюркским примерам  в  них  соответствуют  такие  граммофонетические  варианты,  как  тот же  hart,  а  также  —  «йерде»,  «йард», «йорд»,  «йурт».

Мы  также  считаем,  - продолжает С. Фатыхов, - что  трансформации  праформы  «кар»,  «кер»,  «кир», «кар»,  «кор» начинаются  уже  в  шумерском  и  других  аналогичных  ему  языках.  В  шумерском  «кур»,  «кар»,  «кир»,  «ки»  -  это  и «земля»  («кур-кир»  — «гора-земля»),  и  охотник  (в  наскальной  графике  стрельцы  из  лука  часто  изображаются  с   большими  фаллосами  —  «карами».  В  арамейском  языке  по  закону  выпадания  начального  согласного  «кар» превращается  в  «ар»,  но  в  конечном  итоге  тоже  обретает  метафорическое  значение  мужского  полового  органа, твёрдого,  сильного,  как  камень,  и  высоко  вздымающегося,  как  гора  (у  китайцев  иероглиф-треугольник  острием  вверх  тоже  обозначает  и  гору,  и  мужчину)."

треугольник
В этом смысле любопытно взглянуть на древнеегипетские пирамиды для упокоения фараонов и на слово "бугор", которым в русском слэнге обозначается всякий начальник мужского пола.

"Шумерско-арамейская  семантика  праформы  «кар»,  «кер»,  «кир»  переносилась  в  другие  языки  не  только  как наименование  земли  (с  гласным  протезом  «й»  вместо  «к»,  то  есть  —  «йер»),  но  и  как  наименование доминантной фигуры  самца,  мужчины-дефлоратора,  потом  и  старца  («карт»  -  «старый»  в башкирском  и  татарском  языках,  «кер», «кер-оглы»,  «кер-бобо»  -  «старый член»,  «старик-член»  в  туркменском)  и,  наконец,  мужчины  в  целом  («йер», «ир»  в татарском  языке).  В  древнегреческом  и  в  европейских,  а  также  в некоторых  тюркских  языках  трансформация затронула  значение  ярого  Солнца,  каким  в  фронтовой  проекции  представлялась  язычникам  головка  мужского детородного  органа  («кер»),  и  значение  слов  «сын»,  «муж-хозяин»  («кириос»)  «герой»,  «царь»,  «царский  символ», «половое  влечение».  Отсюда  общеевропейское  «король»  и  «корона»,  славянское  божество  Ярило.

Ярила
Ярила у родноверов. Источник картинки.

В  последнем  слове  наблюдается  та  же  смена  «к»  вначале  гласным  протезом  «а»,  затем  «я»,  далее  «ю»  —  то есть  трансформация  шла  от  слов  «кар»,  «карый»  до слов  «ар»,  «яр»,  «ярый»,  «юрий».  В  германских  языках трансформация  имени  солнечного  божества  шла  от  слов  «гор»,  «гер»,  «цер»  (отсюда  —  Церрун), «хор»  до общехристианского  «Георгий»,  а  в  тюркских  языках  «кер-оглы», «гор-улы»  стал  называться  «Геор-оглы».  В  греческом языке  от  корневой  основы κέρατο "рог"  и  имени  солнечного  божества  Гермес  произошли  слова  «Геракл»  (то  же  самое,  что  и  «Керр-оглы»),  «Ἔρως»  (Эрос).

Giambologna Hercules beating the Centaur Nessus, 1599- (5)
Геракл - "Херакл".

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на нем. Herr - "господин" и ге́рцог (от нем. Herr и нем. zog — «воевода»).

-------------------------------------------------------------------------------------
Кстати, на цыганском языке мужской половой член - "кар", что подтверждает теорию об "исходе" цыган из Индии.

Tags: языкознание
Subscribe

  • Оптимистическая трагедия.

    Пускай в Меня, как в водоём, Вольются боль, и грязь, и горе: Не в силах молния огнём Испепелить иль выжечь моря! Пусть мириады спирохет Грозят…

  • Отчаяние мудреца.

    Рвётся связей людских изначальная нить, Привязаться к кому? Что любить? С кем дружить? Человечности нет. Лучше всех сторониться И, души не раскрыв,…

  • Про улыбку Чеширского кота.

    Природа, можно ли взирать ещё спокойней, Чем ты, на мертвецов, гниющих между роз? Артюр Рембо. Как гениально-дерзко-вызывающе сказано! Однако…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

  • Оптимистическая трагедия.

    Пускай в Меня, как в водоём, Вольются боль, и грязь, и горе: Не в силах молния огнём Испепелить иль выжечь моря! Пусть мириады спирохет Грозят…

  • Отчаяние мудреца.

    Рвётся связей людских изначальная нить, Привязаться к кому? Что любить? С кем дружить? Человечности нет. Лучше всех сторониться И, души не раскрыв,…

  • Про улыбку Чеширского кота.

    Природа, можно ли взирать ещё спокойней, Чем ты, на мертвецов, гниющих между роз? Артюр Рембо. Как гениально-дерзко-вызывающе сказано! Однако…