Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

К этимологии слова "харя".

«Харя» — так раньше называли пугающие маски, которые одевали на себя ряженые.

святочная харя

святточная харя

В тырнете пишут о том, будто "такие наряды в язычестве отпугивали злые силы". Это, конечно, полная чепуха. Как это рогатой харей можно отпугнуть Рогатого? Известно, что на средневековых шабашах ведьм сам дьявол представал в образе Козла.

Francisco-de-Goya-Der-Hexensabbatl

Поклонение дьяволу

Козлом отпугивать Козла - это всё равно как крестом отпугивать Христа.

Но здесь есть один интересный нюанс.

В заметке Женское "оружие" против нечистой силы говорилось о древнем и устойчивом обряде отгона вооружённого врага или стихийной силы при помощи женской "царапины". С другой стороны, в статье Культ фаллоса сообщалось о том, что в греко-римской античности изображения фаллоса служили в качестве амулетов богатым женщинам; небольшие фаллосы вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и огородах для охраны от "дурного глаза".

То есть, как женская "царапина", так и мужские "муде" с детородным членом всё-таки использовались для отпугивания, но не "злых сил", а самой Смерти. Естественно, Эрос является полной противоположностью Смерти: первый умножает человечество на земле, вторая - сокращает. Они являются непримиримыми антагонистами, и вполне резонно смерть пугать "мудями".

Но при чём здесь козлиная "харя"?

Вновь обратимся к изображениям ведьм, летящим на шабаш. Они, как правило, летят туда на метле, но иногда можно встретить и такие изображения:

ведьма 1

ведьма 2

Я решил поинтересоваться, а что по этому поводу говорит этнография?

Рассмотрев этнографические материалы, Б. П. Кербелайте пришла к выводу, что рассказы о полётах ведьм на метле отражают реальные магические действия в быту. Например, у русских был обряд, называемый "вьюнины": группы женщин верхом на мётлах объезжали те дома, в которых жили молодожёны. На Украине для изгнания нечистой силы хозяйка дома, отстояв в церкви вечерю в Чистый четверг и принеся домой горящую свечу, раздевалась догола и, сев верхом на помело, объезжала на нём магическим кругом дом и двор. Утром в праздник летнего солнцеворота (т. е. на Купалу) литовские женщины проезжали верхом на мётлах по деревне и объезжали коров, чтобы те давали больше молока. Палку, на которой эти женщины ездили, они называли "конём". Название это, как полагает Кербелайте, имело в фольклоре эротическое значение и в переносном смысле означало фаллос.

Полёт на шабаш
Полет на шабаш. Albert Joseph Penot, 1910 г.

А причём тут фаллос? Ну, полёт-то совершается в состоянии одержимости духом! То есть в исступлении, трансе, экстазе. Мистический же экстаз, конечно, больше, чем сексуальный оргазм, но оба переживания родственны.

Осталось только добавить, что шаманы сибирских бурят путешествовали по мирам верхом на палке с конской головой, превращавшейся в волшебного скакуна, которую ритуально «оживляли» кровью жертвенного коня.

В связи с этим интересно бы узнать, а не является ли детская палка-лошадка той самой заветной "волшебной палочкой" русских сказок? Уж больно она похожа на шаманского "коня" и ведьмовскую метлу.

палочка-лошадка

Ну ладно, это мы отвлеклись от главной темы; вернёмся к нашей козлиной "харе".

Если рассмотреть символику козла, то бросаются в глаза многочисленные сексуально-эротические коннотации данного образа. Козёл — символ потенции, мужественности, похоти и глупости; он олицетворяет разрушительные тенденции в мужчине. В Западной традиции козлом часто называют похотливого мужчину. Да и у нас, в России, кого называют "козлами"?

Вспоминается один "прикольный" случай из недавнего прошлого. Моя сестра раньше держала коз и козла. Козёл был откормленный овсом, такой мощный, что, когда пришлось его резать, мужик весь замучался с ним, прежде чем зарезал его. Ну так вот, однажды привела одна женщина свою козу к нашему козлу, чтобы он "огулял" её. А этот козёл повалил на землю женщину и хотел "огулять" её заодно с козой. Вот такие они, козлы... И смех, и грех...

Далее. В своём исследовании "Столп и утверждение Истины" о. Павел Флоренский пишет: (с. 266сл.): "Что же можно сказать о строении истинного нашего тела? — Прежде всего замечается симметрия верхней и нижней части тела, — так называемая гомотипия «верхнего» и «нижнего» полюсов. Низ человека — как бы зеркальное отражение верха его. Органы, кости, мускульная, кровеносная и нервная система, даже болезни верхнего и нижнего полюса и действие медикаментов оказываются полярно сопряжёнными. "

Значит, у человека есть как бы два лица - "верхнее" и "нижнее". "Нижнее" лицо - это и есть "харя".

Здесь любопытно отметить, что дьявол иногда изображается с  лицом на месте зада, в которое и целуют его ведьмы.

дьявол
Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471-75. Старая пинакотека. Мюнхен.

И в конце обратим своё внимание на само время, когда одевались "хари". Это - самое тёмное время года, "святки", «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. По смыслу этот славянский народный праздничный комплекс абсолютно соответствует древнеримским Сатурналиям, где всё делалось "шиворот-навыворот". Отсюда понятен символизм "хари": это - "нижнее" лицо, временно ставшее "верхним". В древности, рабам и всем "униженным и оскорблённым" разрешалось "перебеситься" несколько дней в году, для того чтобы они исправно "тянули лямку" целый год до нового праздника. Тогда, в те дни, гротескно выпячивалась подавленная сексуальность, и "харя" в таком случае означала не что иное как "хер".

Это я пишу опять к этимологии слова "хер". В принципе, "хер" и "козёл" в русском языке взаимозаменяемы. "Козёл" для мужика - матерное слово, и очень обидное слово. В тюрьме за такое слово убить могут. Очевидно, на чисто подсознательном уровне со словом "козёл" ассоциируется "харя", а "харя" - это "хер".
Tags: языкознание
Subscribe

  • Утоли моя печали

    К рассказу "Тусклая боль". Иллюстрация А. Мендингера

  • Метаморфозы.

    Дети с попугаем. Взрослые с абсентом. А взрослые, - они же не инопланетяне, не с луны на землю свалились. Они раньше тоже детишками были...…

  • У самого синего моря.

    ... А развалины какого-то античного города вдали на пригорке молчаливо свидетельствуют о том, что много веков назад вот точно так же сидели на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments