Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Тесей - первый "государственник".

Довольно любопытно, что в древних Афинах греки почитали Тесея "устроителем государства", и в центре города стоял храм, посвящённый ему — Тесейон. Тесей учредил государственное устройство и демократию в Афинах.

Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях" сравнивает Тесея с Ромулом. "Оба появи­лись на свет тай­но и вне бра­ка, обо­им при­пи­сы­ва­лось боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние,

Оба слав­ней­шие вои­ны, в том убеди­ли­ся все мы,

у обо­их сила соеди­не­на с муд­ро­стью. Один осно­вал Рим, дру­гой Афи­ны — два самых зна­ме­ни­тых горо­да в мире. Оба — похи­ти­те­ли жен­щин".

И оба — убийцы, добавим мы.

Государство без пролития крови никак не получается.

Про Тесея можно сказать то же самое, что сказал Луи Сайфер (Роберт Де Ниро) частному детективу Гарри Эйнджелу (Микки Рурк) в фильме "Сердце Ангела": "Слизняк всюду оставляет за собой след, куда бы он ни полз".

Весь жизненный путь Тесея отмечен кровавыми "деяниями": то он сражается с какими-то разбойниками, то с кентаврами, то с амазонками, то с Минотавром... Между прочим, убивает Кроммионскую свинью по кличке Фэя (есть альтернативная версия, согласно которой это была женщина по имени Фэя, прозванная «Свиньёй» «за гнусный нрав и образ жизни»).

Про "подвиги" Тесея читаем у Николая Куна в "Легендах и мифах Древней Греции":

"Тесей мудро правил в Афинах. Но не жил он спокойно в Афинах (как говорится, дурная голова ногам покоя не даёт) ; он часто покидал их для того, чтобы принять участие в подвигах героев Греции. Так, участвовал Тесей в калидонской охоте, в походе аргонавтов за золотым руном и в походе Геракла против Амазонок. Когда был взят город амазонок Фемискира, Тесей увёл с собой в Афины как награду за храбрость царицу амазонок Антиопу. В Афинах стала Антиопа женой Тесея. Пышно отпраздновал герой свою свадьбу с царицей амазонок.

Амазонки же замыслили отомстить грекам за разрушение их города и решили освободить царицу Антиопу от тяжкого, как думали они, плена у Тесея. Большое войско амазонок вторглось в Аттику. Афиняне принуждены были укрыться от натиска воинственных амазонок за городские стены. Амазонки ворвались даже в самый город и заставили жителей скрыться за неприступный Акрополь. Амазонки разбили свой лагерь на холме ареопага и держали в осаде афинян. Несколько раз делали вылазки афиняне, пытаясь изгнать грозных воительниц. Наконец, произошла решительная битва
".

Это "мудрое" правление Тесея очень напоминает такое же "мудрое" правление нашего "ампиратора" Петруши Первого. У него с детства руки "чесались", с кем бы подраться. Не сиделось ему на одном месте, и он, как угорелый, то и дело скакал по "европам", сколачивая военный блок против шведского короля Карла Xll. Ну, потом известно, что было:

"Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон..."

А зачем, спрашивается, он вверг Россию в ад? Правил бы, как его действительно мудрая сестра Софья, - и никакого ада не было бы...

Но вот что поразительно: в Древней Греции в классическую эпоху (V в. до н. э.) афиняне пытались сделать Тесея собственным национальным героем; по некоторым источникам, победу Тесея над амазонками древние греки праздновали как Боэдромии. Этот придурок накликал беду на афинян, а они ещё и праздновали Великую Победу. И у нас, в России, то же самое: царь Пётр развязал Северную войну [1], а ему, как национальному герою, сооружают самый высокий памятник в стране (высота - 96 м).

И это при том, что под самым носом у греков, на Кикладах, существовало процветающее общество вовсе без царей!

К. Думас пишет о раскопках погребённого под пелом вулкана города Акротири на Кикладах:

"Это поселение было, несомненно, городским центром, занимавшим по меньшей мере 20 га, из которых исследовано менее 1 га. Мы рассматриваем это поселение как городское не только из-за его размеров. Мощеные камнем или булыжником улицы с пролегающей под ними канализационной системой, связанной с санитарными сооружениями в зданиях, -- все это должно рассматриваться как результат общественных работ, предполагающих планирование и координацию и призванных обеспечить нужды города. Находки на Акротири красноречиво свидетельствуют о специализации ремесленников; строителей, каменщиков, кузнецов, судостроителей, художников, моряков, гончаров и т.д. Все эти категории населения уже не были вовлечены в процесс первоначального производства (сельское хозяйство) и содержались за счет общины, которой были необходимы их опыт и услуги.

Уровень и распространение художественных работ (стены каждого из раскопанных зданий были покрыты росписью) также подтверждают употребление термина "городской". Все это свидетельствует об интеллектуальном развитии, сильно отличающемся от уровня, характерного для простой сельской общины. <...> План города и характер зданий, раскопанных в Акротири, позволяют высказать некоторые соображения о политической системе этого общества. Ранее я уже говорил о том, что там должна была существовать какая-то центральная власть для обеспечения общественных работ. Однако ни одно из находящихся в Акротири зданий не может быть отождествлено с резиденцией правителя. Действительно, в раскопанной части города все здания отражают одинаково высокий уровень культурных достижений и даже распределения богатства. <...> Возможно, правительство состояло из своеобразной "эгалитарной олигархии" <...>.


Я не считаю, что подобный тип общества был характерен исключительно для Феры; скорее он был типичен и для других кикладских городских поселений на Мелосе, Наксосе, Кеосе и Паросе, каждое из которых было важным торговым центром, просто в Акротири он гораздо лучше документирован археологией".

То есть, там существовало два варианта общественного устройства - с Тесеем, постоянно ищущим приключений на собственную задницу, а потом героически преодолевающим последствия собственной дури и прославляемым за это в качестве "героя", и - без Тесея.

Перед древними греками был выбор, как перед древними иудеями, согласно Евангелию. Когда Пилат предоставил выбор между Вараввой или Христом, он, по сути, предложил два пути политических и социальных преобразований. Пилат как бы спросил у людей: «какого сына Бога [2] вы хотите, чтобы я вам отпустил?» Иудеи выбрали Варавву, так как они в основном думали, что Мессия должен быть воином, который появится с мечом на коне и восстановит справедливость силовым вариантом. Некоторые ожидали Мессию, который придёт с миром и предложит мирный вариант разрешения ситуации. Это очень длительный процесс, но задевает каждого. Он требует очень много времени и усилий и основан на том, что меняться надо всем. Однако меняться никто не хочет.

Поэтому, можно сказать, что у людей всегда была и есть альтернатива общественного устройства. Есть она и у русских. Её чётко обозначил Вл. Соловьёв в своём стихотворении "Ex oriente lux":

"О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?" (1890).

------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Из Википедии: "Первоначально войну Швеции объявил Северный союз". "Первые основы Северного союза были заложены тайным Равским соглашением Петра I с польским королём и саксонским курфюрстом Августом II в 1698 году".

[2] Арамейское имя «Варабба» означает «сын Отца» или «сын Бога».
Tags: государство, историософия
Subscribe

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Химба: "анархисты" пустыни Намиб.

    Л. М. Управителева в своей книге "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" (2002, с. 34) сообщает: "В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment