
Инкский череп из Куско, с которого началось исследование трепанаций древности.
Как сказал Арнольд Ван Геннеп, в традиционных культурах с телом обращаются словно с простым куском дерева, надрезая
и формируя его.

Различные техники трепанирования, применявшиеся в древнем мире (по Ф. Лисовски): а) скобление; 6) прорезание; в) сверление небольших отверстий и прорезание «мостика между ними; г) иссечение фрагментов прямоугольной формы.
В европейских медицинских учреждениях ХVll-ХlХ вв. результаты операций на своде черепа были неутешительными.
Смертность при трепанировании колебалась от 50 до 100 %. Например, в 1835-1836 гг. в парижских больницах трепанацию не пережил ни один пациент. Новая эра наступила только после 1867 г., когда стали применять антисептики.
Тем более удивительны результаты деятельности древних хирургов. Так, в новом каменном веке, почти 7000 лет назад, смертность от трепанаций составляла «всего» около 10%. В эпоху бронзы число людей, благополучно переживших трепанирование, несколько снижается, хотя оно по-прежнему достаточно высоко — свыше 70 %. Большим умением отличались индейцы доколумбового Перу (77,5 % выживших). У индейцев мочика смертность от операций достигала 37 % (63 % выживали). Среди древних жителей Британских островов после вскрытия черепной коробки 60 % долгое время оставались в живых.

Туми, ритуальный бронзовый нож, применявшийся для вскрытия черепной коробки (Перу). На навершии изображена сцена трепанирования (оригинал хранится в Музее народного искусства в Гамбурге). Изображение солнца на рукоятке позволяет соотнести проведение трепанации с солярным культом.
Всемирно известны стали операции, проводившиеся омобари омотве, кенийскими знахарями из племени Кизии. Многие
западные врачи наблюдали их за работой, обследовали пациентов, перенесших операцию. Смертные случаи составляли менее 1 %!
Уже в ранних документах, сопровождавших британскую и германскую колонизацию Восточной Африки, отмечалось, что
народные целители к востоку от озера Виктория имеют опыт трепанирования черепов. Причины популярности краниохирургии в этом регионе непонятны. У высокогорных обитателей, принадлежащих к племени Кизии, показанием к вскрытию черепной коробки служат головная боль, проникающее или поверхностное ранение головы. Трепанация, как правило, не показана при психозах, эпилепсии, головокружении или «одержимости злыми духами» (возможно, чтобы не выпустить этих духов наружу. — М.М.). Навыки трепанирования обычно передаются по наследству. Женщины не имеют права овладевать этим искусством [1]. «Хирург» (омобари омотве) может совершать перед операцией магические ритуалы, но в последнее время это не обязательно. Предоперационная гигиена, включающая, к примеру, мытьё головы пациента, как правило, не практикуется. Во время операции больной может находиться и в сидячем, и в лежачем положении. Обычно операция выполняется скоблением вплоть до прободения нижней костной пластинки и появления мозговой оболочки. Анестезия до самого последнего времени не применялась.

Скоблящие ножи и пилки, используемые целителями племени Кизии.
В 1958-1959 гг. учёный Э. Маргеттс познакомился с тремя бывшими пациентами омобари омотве и записал их истории болезни. Первый пациент, 35-летний полицейский, однажды получил сильный удар в переднюю часть головы. После нескольких лет мучительных головных болей он обратился к целителю и был трепанирован. В момент знакомства с Э. Маргеттсом пациент был в здравом рассудке, его головные боли прошли.
С другим пациентом Э. Маргеттс познакомился в тюрьме, где тот отбывал шесть месяцев за кражу и четыре месяца за побег. 1 марта 1958 г. на голову этого человека упало дерево. Он перенёс три операции — 15 апреля, 15 июля и 15 ноября 1958 г. Каждая длилась около четырёх часов. Перед операцией пациент получал от омобари какое-то снадобье, предназначенное для того, «чтобы кровь не текла слишком быстро». Обезболивание не применялось, но, по словам оперированного, он испытывал боль только в момент разрезания кожи. Лечение обошлось больному в 700 кенийских шиллингов, одну овцу, одну козу, трёх цыплят и три четырёхгаллонные ёмкости пива. При общении этот человек выглядел неразговорчивым и подавленным, что, возможно, объяснялось местом беседы — разговор вёлся в тюрьме Найроби. Его сестра тоже была дважды трепанирована тем же знахарем после черепной травмы.
Третий пациент омобари, которого наблюдал Э. Маргетгс, пережил наиболее радикальную краниотомию. Если взглянуть на его фотографии, то в шляпе он выглядит совершенно обычным человеком. Но снимок, на котором он запечатлён без головного убора, поистине изумляет. У больного отсутствует вся верхняя часть свода черепа. На рентгенограмме видно отсутствие около 30 квадратных дюймов мозговой капсулы. В 1940 г. этот полицейский ударился головой о дверь. В 1945 г. ему сделали первую операцию, чтобы избавить его от головных болей. На протяжении семи последующих лет он перенёс множество операций, точное число которых осталось Э. Маргеттсу неизвестно. По словам этого мужчины, операции были очень болезненными, но знахарь ничего не делал для того, чтобы унять боль. Несмотря на утрату столь значительной части черепа, пациент сохранил дееспособность и прожил долгие годы. Единственное неудобство — для механической защиты мозга ему пришлось изготовить пластиковую подкладку для шляпы. В 1962 г. британский врач Коксон смогла установить точное число перенесённых этим человеком операций — 35! «Хотя он слегка потерял свой череп, в шляпе и с неограниченным количеством аспирина, головных болей он не испытывает и стал успешным фермером. Очень благодарный пациент».
По мнению новозеландского нейрохирурга Грэхема Мартина, в доантисептическую эпоху каждый перелом черепа был инфицирован и примерно каждый третий больной погибал от гнойного заражения. Подобранные выше примеры в целом говорят о более благоприятном развитии событий. Да и среди новозеландских аборигенов процент выживаемости после открытых переломов свода черепа составлял, по Мартину, 75 %. Этнографические наблюдения свидетельствуют, что представителям традиционных культур не чужды представления об антисептиках. К примеру, в Бразилии индейцы карайа применяют при обработке ран истолчённый уголь, аборигены Аляски — кедровую смолу, аннамиты в Передней Азии — золу, остающуюся от сожжения «жертвенных посохов», кабилы Северной Африки — смолу, обитатели южных островов — кокосовое молоко.
Некоторые учёные полагают, что блестящие результаты деятельности древних медиков связаны с тем, что они не вскрывали твёрдую мозговую оболочку. Хирурги-эмпирики оперировали здоровых и жизненно крепких людей, тогда как в Новое время стали чаще оперировать тяжелобольных. Надо учитывать и более выраженную сопротивляемость организма древних людей к разным повреждениям, которая подтверждается изучением скелетов, найденных при археологических раскопках [2].
----------------------------------------
[1] Хотя у других народов, судя по археологическим артефактам, женщины могли заниматься трепанацией черепов. В Паласа-сырском могильнике прикаспийской «страны гуннов» два женских погребения идентифицированы как захоронения служительниц культа. По сведениям Мовсеса Каланкатуаци от 682 г., среди этого населения выделялось сословие жрецов-чародеев, колдунов, знахарей, кудесников, служителей капищ и священных рощ, в функции которых входило врачевание, гадание и т. п. Рядом с телом одной из паласа-сырских жриц был положен нож, очень напоминающий мадьярский хирургический инструмент, датируемый X в., который был найден в Венгрии при раскопках могильника Тиссаэсляр-Башхаломпуста. Это резец с лезвием в форме листа, снабжённый короткой, но массивной рукояткой. Возможно, в результате Великого переселения народов в Европу проникли умения и навыки, традиционно применявшиеся кочевыми скотоводческими племенами евразийских степей.
[2] Последнее утверждение идёт вразрез с широко популярным ныне измышлением о средней продолжительности жизни людей каменного века в 20 - 25 лет.