Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Первые государства "выросли" на зерновых культурах.

Джеймс Скотт, профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета, говорит, что "зачаточные формы государственности возникали благодаря запасам зерна; эти запасы были единственным строительным материалом для государств".

"Осёдлое население, выращивающее одомашненные зерновые культуры, и небольшие города с численностью населения около тысячи человек, занимающиеся торговлей, были итогом неолита и возникли примерно за тысячелетие до появления первых государств, в 3300 г. до н. э. (Pournelle, 2012: 255) [1].

Протогородской комплекс представлял собой исторически новую и уникальную концентрацию рабочей силы, пахотных земель и продовольствия и, будучи «захвачен» (Карнейро полагает, что создатели государства фактически брали население в плен), мог быть превращён в мощный оплот политической власти и привилегий. Плотная концентрация зерна и рабочей силы на почвах, которые (аллювиальные или лёссовые) только и могли обеспечить столь огромные объёмы и того и другого, максимизировала возможности присвоения богатств, стратификации и неравенства. Государство колонизирует это ядро как свою производственную базу, увеличивает его размеры, интенсифицирует производство и время от времени создаёт инфраструктуру (скажем, транспортную и ирригационную), чтобы откормить и сберечь того гуся, что несёт ему золотые яйца. Некоторые авторы утверждают, что создание государства — великодушное изобретение элиты в целях защиты запасов зерна от «грабителей». Я придерживаюсь иной точки зрения: государство возникло в результате протекционистского рэкета победившей группы грабителей.

Архаические государства были аграрными и нуждались в определённом излишке продуктов земледелия и скотоводства, чтобы кормить свои непроизводительные классы — чиновников, ремесленников, солдат, священников и аристократию. Учитывая транспортную инфраструктуру древнего мира, это означало максимальную концентрацию плодородных земель и человеческих ресурсов в минимальном радиусе. Неолитический переселенческий лагерь, возникший на богатых аллювиальных почвах, оказался удобным ядром-средоточием людей и зерна, в котором можно было создавать государство.

Фундамент всех аграрных государств древности — в Месопотамии, Египте, в долине Нила и на побережье Желтой реки — поразительно схож. Все аграрные государства были зерновыми: производили пшеницу, ячмень, а в случае Жёлтой реки — просо. Возникшие позже государства следовали тем же путём, хотя к списку основных сельскохозяйственных культур добавился орошаемый рис и в Новом Свете — кукуруза. Частичным исключением из данного сценария является государство инков, которое основано на выращивании кукурузы и картофеля, хотя кукуруза, видимо, всё же доминировала в качестве «налоговой культуры».

Ключ к пониманию взаимосвязи государства и зерна кроется в том, что только последнее могло стать основой для налогообложения: его урожай легко увидеть, поделить, оценить, хранить, транспортировать и «рационализировать». Другие культуры: бобовые, клубневые и крахмалоносные — обладают лишь некоторыми из этих желанных для государства качеств, но не всеми сразу. Чтобы оценить в полной мере уникальные преимущества зерновых, полезно представить себя на месте древних сборщиков налогов, которых интересовали прежде всего простота и эффективность работы. Тот факт, что зерновые растут над землёй и созревают примерно в одно время, существенно облегчает работу сборщика налогов. Если армия или группа сборщиков налогов окажется в нужном месте в нужное время, то сможет мгновенно собрать, смолотить и изъять весь урожай. Вражеской армии зерновые предельно облегчают реализацию политики выжженной земли, т. е. сожжение всех полей с урожаем и принуждение земледельцев к бегству или к голодной смерти. И более того: сборщик налогов или враг может подождать, пока крестьяне обмолотят урожай и сложат его в амбары, чтобы конфисковать содержимое зернохранилищ. В случае с церковной десятиной крестьянин должен был собрать зерно в снопы на поле, и сборщик десятины изымал каждый десятый сноп.

Сравним эту ситуацию с той, когда основной культурой является клубневая, например картофель или маниока. Они вызревают каждый год, но их можно спокойно оставить в земле ещё на год или даже два, выкапывая по мере необходимости и храня урожай там, где он вырос, — под землёй. Если армия или сборщики налогов захотят изъять у вас клубневые, им придётся выкапывать картофелину за картофелиной, как поступает сам крестьянин, а в итоге они получат воз картошки, который стоит (в денежном или калорийном эквиваленте) значительно меньше, чем воз пшеницы, а испортится намного быстрее.

Зерновые культуры, поскольку их стоимость в пересчёте на единицу объёма и веса выше, чем практически любого другого продукта, и они сравнительно хорошо хранятся, оказались идеальны для пропитания и налогообложения. Их можно было оставить в необработанном виде до тех пор, пока в них не возникнет необходимость. Их было удобно распределять среди работников и рабов, взимать как дань, обеспечивать ими солдат и войска, компенсировать с их помощью нехватку продовольствия или голод, кормить город, оказавшийся в осаде. Крайне сложно представить первые государства без зерна, которое стало их плотью и кровью.

Если зерно, а соответственно и поступление налогов, заканчивалось, то государственная власть начинала разрушаться. Могущество первых китайских государств держалось только на пахотных водосборных районах Жёлтой реки и Янцзы. За границами этого экологического и политического центра осёдлого орошаемого рисового земледелия оставались ускользающие от налогов кочевые скотоводы, охотники-собиратели и подсечно-огневые земледельцы. Их называли «дикими» варварами, которые «ещё не были нанесены на карту». Территория Римской империи, невзирая на все её властные амбиции, не очень выдавалась за границы зернового земледелия.

Этот контраст — отрезвляющее напоминание о том, что большая часть мира и его населения находилась за границами первых зерновых государств, которые занимали очень узкую экологическую нишу, благоприятствовавшую интенсивному сельскому хозяйству. Вне досягаемости государств оставалось множество разнообразных и неприемлемых для государственного контроля стратегий выживания: наиболее важными из них были охота, собирательство, морская рыбная ловля и сбор моллюсков, садоводство, подсечно-огневое земледелие и специализированное скотоводство. Подобные хозяйственные практики были фискально непригодны, потому что не возмещали расходы на их налоговый контроль. Охотники и собиратели (на суше и на море) были столь рассеяны и мобильны, а их «приобретения» столь разнообразны и недолговечны, что отслеживать их, не говоря уже об обложении налогами, было практически невозможно [2].

Сконцентрированные в одном месте ценные ресурсы, искушающие грабителей, несомненно, требовали защиты. Большинство городов в Месопотамской аллювиальной долине к середине третьего тысячелетия до н. э. было обнесено стенами. Впервые в истории государство обрело оборонительный панцирь.

город

Как крестьянин пытался защитить свой урожай от разных «хищников» (людей и животных), так и государственные элиты стремились сохранить «мышечный каркас» своей власти — земледельческое население, зернохранилища, привилегии, богатства, политические и ритуальные полномочия. О. Латтимор и другие авторы отмечали, что Великая Китайская стена была построена, чтобы удержать китайских налогоплательщиков внутри государства, а не только чтобы уберечь его от нападений варваров (кочевников) извне. Иными словами, городские стены были предназначены для сохранения внутри своего диаметра основ государственности. Так называемые антиаморейные стены между Тигром и Евфратом удерживали скорее земледельцев в государственной зоне, чем амореев за ее границами (к тому времени они плотно заселили аллювиальный регион). По мнению ряда ученых, возведение стен стало следствием радикальной централизации власти в Уре третьей династии: их строили, чтобы не позволить мобильному населению ускользнуть от государственного контроля и чтобы защититься от тех, кто был принудительно выдворен за городские стены. В любом случае «задачей стен было обозначение пределов политического контроля» (Porter, 2012: 324).

Как побочный продукт налогообложения, возникла письменность. Подавляющее большинство клинописных глиняных табличек, найденных в Месоптамии, являются хозяйственными учётными записями [3]. Первые административные документы из Урука четвёртой династии (3300-3100 г. до н. э.) — это списки, списки и списки, в основном зерна, рабочей силы и налогов. Ни в Китае, ни в Месопотамии изначально письменность не предназначалась для фиксации устной речи.

Безусловно, главное условие становления государственности — инвентаризация имеющихся ресурсов (населения, земли, сельскохозяйственных культур, поголовья скота и складских возможностей). В качестве показательного примера взаимосвязи государственного управления и письменности можно привести Месопотамию, где письменность использовалась для бухгалтерского учёта за полтысячелетия до того, как начала отражать цивилизационные достижения, которые мы сегодня связываем с письменностью, — литературу, мифологию, хвалебные гимны, царские родословные и генеалогии, исторические хроники и религиозные тексты. С. Поллак полагает, что клинопись не использовалась для записи храмовых гимнов и посвящений, мифов и пословиц по крайней мере до 2500 г. до н. э. (Pollack, 1999: 168). Например, великолепный эпос о Гильгамеше датируется третьей династией Ура (2100 г. до н. э.), т. е. тысячелетием позже, чем начало использования клинописи для государственных и коммерческих целей.

Если письменность неразрывно связана с государственным строительством, что происходит, когда государство распадается? Имеющиеся в нашем распоряжении немногочисленные археологические данные свидетельствуют, что без армии государственных чиновников, административных документов и иерархической коммуникации область применения письменности резко сокращается, иногда вплоть до её полного исчезновения. Это не удивительно, учитывая, что в самых ранних государствах письменностью владел очень узкий слой населения, в основном чиновники. Примерно с 1200 по 800 г. до н.э., в Тёмные века древнегреческой истории, полисы распались. Когда письменность возродилась, это было не прежнее «линейное письмо Б», а новый вид письма, заимствованный у финикийцев. Однако между этими двумя событиями греческая культура сохранялась в устных формах, в этот период были созданы «Илиада» и «Одиссея», записанные позже. Даже распад Римской империи в V веке, несмотря на ее обширную литературную традицию, привёл к почти полному исчезновению латыни за пределами нескольких религиозных учреждений. Видимо, в первых государствах письменность развивалась как инструмент государственного управления, а потому была столь же хрупка и мимолетна, как они сами.

Перевод с англ. И. В. Троцук. Источник.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] «Государство» Урук однозначно существовало уже в 3200 г. до н. э. Период с 3200 до 2800 г. до н. э. стал «эрой великих цивилизаций» на Ближнем Востоке, а «Вавилон — регионом, породившим наиболее сложные экономические, политические и социальные порядки» (Nissen, 1988: 127). Важные археологические свидетельства, такие как захоронения местных элит, датируются более поздним периодом, примерно 2700 г. до н. э., а свидетельства существования царей и постоянных армий — 2500 г. до н. э.
[2] Мы знаем, что испанские конкистадоры принуждали индейцев к уплате налога золотом вместо зерна. Русские "конкистадоры" в Сибири принуждали местное население к уплате налога пушниной. При этом, и те, и другие брали в заложники жён и детей аборигенов и в случае неуплаты налога наносили увечья заложникам, а то и внвсе их убивали.
[3] Видимо, ещё за несколько столетий до становления государственности в крупных учреждениях городского типа, предположительно в храмах, возникла протоклинопись — для записи сделок и распределения благ (из личного разговора с Дэвисом Уэнгроу в мае 2015 года).
Tags: государство, крестьяне
Subscribe

Posts from This Journal “государство” Tag

  • Рюрик, подельник Батыя.

    1203 - "Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею. И створися велико зло в Русстеи земли, якого же зла не было от крещенья…

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Месопотамские царебожники.

    В продолжение записи Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы. Торкильд Якобсен в монографии "Сокровища тьмы" говорит, что…

  • О выборах.

    На днях Fox News опубликовал результаты очередного опроса. Если бы выборы состоялись сегодня, за Байдена проголосовали бы 50%, а за Трампа 38%.…

  • Китайские "исполины" 5 тыс. до н. э.

    Пишут о том, что китайские археологи раскопали в районе города Цзинань останки людей необычно большого роста. Как сообщил информационный портал…

  • хорошо сказано

    "У государства есть много различных целей — военных, политических, экономических и т.д. Но в каком-то смысле дело обстоит гораздо проще.…

  • Один инфекционист заявил...

    Инфекционист заявил, что пандемия в России достигнет пика в июне-июле. Спад эпидемии начнётся через 1,5-2 месяца после выхода на плато, то есть…

  • Менес и Минос: "царь" и "кайзер".

    Древнеегипетское предание утверждает, что объединение страны и основание государства были делом первого властителя, известного под именем Менеc.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments