Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О причинах безбрачия катаров.

Католические прелаты обвиняли катаров в таком противном жизни обычае, как отказ от деторождения. Однако, согласно историческим сведениям, катары заключали браки и рожали детей, и только совершенные соблюдали безбрачие.

Сильвия Федеричи в своём исследовании "Калибан и ведьма" говорит, что негативное отношение к деторождению было обусловлено влиянием болгарских богомилов. Это народное движение «появилось среди крестьян, которые благодаря физическим страданиям осознали греховность вещей» (Spencer 1995b: 15). Богомилы проповедовали, что видимый мир создан дьяволом, и они отказывались заводить детей, дабы не приводить рабов на эту «землю невзгод» – так земная жизнь названа в одном из их небольших трактатов (Wakefield and Evans 1991: 457). Влияние богомилов на катаров общепризнано, и вполне вероятно, что уклонение от брака и деторождения вытекало из сходного отказа жить, «опустившись до простого выживания» (Vaneigem 1998: 72), а не из «желания смерти» или же презрения к жизни.

Ну, это вполне понятно: если муж и жена оба ведут беспросветную жизнь, не имея никакой надежды на лучшую долю, то зачем, спрашивается, рожать и растить детей? Овцы не понимают того, как люди будут использовать ягнят, и поэтому дают потомство; но люди-то, в отличие от безмозглых овец, понимают, что их дети станут рабами. Не производить рабов - это тоже форма социального протеста, своего рода бунт против несправедливых поборов.


Та же Сильвия Федеричи приводит список налогов (в Англии Xlll века), помимо трудовой повинности (барщины) и службы в армии. "Сюда входили менморт (налог, который лорд взимал в случае смерти крепостного), меркет (налог на свадьбу, который увеличивался, если крепостной заключал брак с кем-нибудь из другого поместья), гериот (налог на наследство, который должен был платить наследник умершего крепостного, чтобы получить доступ к его имуществу, обычно состоявшему из лучшего скота умершего), и, худший из всех, талья (tallage), сумма денег, определяемая произвольно, которую лорды могли взимать по своему желанию. Последним, но не менее важным налогом была десятина (tithe), десятая доля всего дохода крестьянина, которая взималась церковью, но обычно собиралась лордом от её имени.

Когда я читал книгу о крестьянской войне в Германии, мне там запомнился один документальный эпизод. Когда казнили  молодого парня из восставших крестьян, он перед смертью горестно воскликнул: "Ну вот, приходится умирать, ни разу не наевшись досыта хлеба!"

А каково было смотреть матери на казнь её сына? Каково было - услашать эти слова?

Так что, зная всю подоплёку и всю "подноготную" средневековой жизни, я не взялся бы осуждать тех совершенных, которые избрали для себя безбрачие. Очевидно, именно это имел в виду Иисус Христос, когда говорил: "Не судите, да не судимы будете". Он-то знал и видел все "приводные ремни", которые толкают человека к тому или иному поступку, а мы часто слепы и судим по своей слепоте, руководствуясь буквой закона
.
Tags: катары
Subscribe

Posts from This Journal “катары” Tag

  • Истина рождается в споре?

    "Осуждение смертной казни катарами-альбигойцами спровоцировало первое открытое заявление католической Церкви в поддержку смертного…

  • Головоломка для инквизиторов.

    Катары. Или, по-другому, альбигойцы. Их вера считалась еретической. Представший перед судом Инквизиции простой окситанский [ 1] крестьянин Пьер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments