Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

"Перманентная революция".

Сильвия Федеричи в своей монографии "Калибан и ведьма" говорит, ссылаясь на Кристофера Дайера, что вызванный эпидемией чумы (Чёрная смерть или чёрный мор 1346—1353 гг.) дефицит рабочей силы привёл в Европе к выгодному для низших классов перераспределению власти. Когда было недостаточно земли, крестьян можно было контролировать угрозами изгнания. Но после массового вымирания населения земли стало в избытке, и угрозы феодалов больше не имели силы, крестьяне теперь могли свободно передвигаться и искать новые земли для возделывания (Dyer 1968: 26).

Интересно, что в средневековой Московии многие крестьяне тоже так поступали, причём не дожидаясь чумы и массового вымирания. Собирали домашний скарб, бросали свою халупу, и убегали "куда глаза глядят"; именно таким образом появилось казачество на окраинах Московского царства.

Бескрайние евразийские просторы предоставляли крестьянам возможность "заныкаться" и вести натуральное хозяйство. Видимо, Европа не могла предоставить такой возможности из-за довольно ограниченной территории; поэтому крестьяне, куда бы они ни бежали, всё же оказывались на виду у сборщиков податей. И тогда крестьяне стали выступать против налогообложения.

Сильвия Федеричи пишет:

"К концу XIV века отказ от обслуживания и уплаты ренты стал коллективным феноменом. Целые деревни организовывались, чтобы сообща перестать платить штрафы, налоги, сборы и больше не признавать замену труда на денежные выплаты и предписания поместных судов, которые были главными орудиями феодальной власти. Вот как писатель начала XVI века, слова которого отражают мнение дворянства, подытожил ситуацию:

«Крестьяне слишком богаты... и не знают, что означает повиновение; они ни во что не ставят закон, они желают, чтобы не было знати... и они хотели бы сами решать, какую ренту мы должны получать с наших собственных земель».

В Англии дворяне попытались сдержать рост стоимости труда посредством принятия трудового закона, который ограничивал максимальный размер заработной платы, что спровоцировало крестьянское восстание 1381 года. Оно распространялось от региона к региону и завершилось маршем тысяч крестьян из Кента в Лондон, чтобы «потолковать с королём» (Hilton 1973; Dobson 1983). По Франции также пронёсся «революционный вихрь» между 1379 и 1382 годами (Boissonnade 1927: 314). В Италии самым важным восстанием было восстание чомпи. Оно началось в июле 1378, когда суконщики во Флоренции временно вынудили буржуазию предоставить им место в правительстве и объявить мораторий на все задолженности, повешенные на наёмных работников; затем они установили порядок, который можно назвать диктатурой пролетариата («Божьих людей»), однако очень скоро восстание было подавлено совместными силами дворянства и буржуазии (Rodolico 1971). Целые регионы восставали, формируя ассамблеи и собирая войска. Иногда крестьяне, собравшись в банды, нападали на замки лордов и уничтожали архивы, в которых хранились письменные свидетельства их подневольного положения. К XV веку противостояние между крестьянами и знатью переросло в настоящие войны, как Война де лос Ременсас в Испании, которая длилась с 1462 года по 1486. В Германии цикл «крестьянских войн» начался в 1476 с заговора, которым руководил Ганс Дударь. Заговор перерос в четыре кровавых восстания между 1493 и 1517 годами, возглавляемых Bundschuch («Крестьянским союзом»), и увенчался полноценной войной, которая продолжалась с 1522 до 1525 года, распространившись на четыре страны (Engels 1977; Blickle 1977).

Во всех этих случаях мятежники не торговались за улучшение своих жизненных условий. Их целью было положить конец власти лордов. Как заявили английские крестьяне во время Крестьянского восстания 1381 года, «старый закон должен быть упразднён». Действительно, к началу XV века крепостничество или вилланство почти полностью исчезли, хотя восстание было в политическом и военном смысле подавлено, а его лидеры жестоко казнены.

То, что последовало дальше, было охарактеризовано как «золотой век европейского пролетариата» (Marx 1909,Vol. I; Braudel 1967: 128ff.). «Никогда, — писал Роджерс, — зарплаты [в Англии] не были так высоки, а еда так дёшева» (Rogers 1894: 326ff). Рабочим иногда платили за каждый календарный день, хотя по воскресеньям и главным праздникам они не работали. Также наниматели кормили их и оплачивали каждую милю дороги до работы. Кроме того, рабочие требовали, чтобы им платили деньгами и хотели работать только пять дней в неделю. «Слуги теперь господа, а господа — слуги, — сетовал Джон Гауэр в «Зерцале человеческом» (1378). — Крестьянин позволяет себе подражать образу жизни свободного человека и примерять его обличье» (Hatcher 1994: 17)".

Ну и какой мы сделаем вывод из всего вышеизложенного? Собственно, вывод давно уже был сделан вождями русского крестьянства, социалистами-революционерами, и лаконично изложен в лозунге "В борьбе обретёшь ты право своё".

Почему-то без борьбы за свои права низшие классы постепенно оказываются на положении рабов. Есть такая поговорка, точно не помню, но смысл примерно таков: покладистую лошадь нагружают вдвое больше обычного. Или вот ещё: бьют лошадь, которая везёт больше. Несправедливо? Да, несправедливо, но так и есть.

И получается, что каждое поколение людей просто обречено на борьбу за своё человеческое достоинство. Не может быть так, чтобы один раз поборолись в 1917 году, и с тех пор "будет людям счастье, счастье на века...". Это постоянный процесс, "перманентная революция".


Tags: крестьяне, революция
Subscribe

Posts from This Journal “революция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments