Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Месопотамские царебожники.

В продолжение записи Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы.

Торкильд Якобсен в монографии "Сокровища тьмы" говорит, что вся экономическая жизнь древнего Шумера состедоточивалась вокруг храмов.

"Образец подобного божественного поместья — Энинну, храм бога Нингирсу в Нгирсу: о его устройстве мы располагаем особенно большим количеством сведений, полученных из различных источников. Физический труд в самом храме и на примыкающих к нему землях осуществлялся под началом правителя Нгирсу; аналогично храм жены бога — Бабы находился под опекой супруги правителя, а храмы детей бога управлялись детьми правителя или же от их имени. Правитель располагал большим штатом служителей. Одни выполняли внутри храма ежедневный ритуал, состоящий из приготовления еды и кормления бога, ухода за его одеянием и уборкой его помещений. Другие занимались пахотой, севом, оросительными работами, уборкой урожая, рыбной ловлей и разведением содержащихся при храме животных — ослов, волов, коз и овец. Помол зерна, прядение шерсти и ткание полотна, как правило, находились в ведении женской прислуги, хотя к работницам нередко приставлялись надсмотрщики. Писцы и счетоводы вели тщательный учет доходов и расходов".

Поразительно то, что в рамках данных представлений боги и богини, а также и их дети - это чисто конкретные представители царствующего рода. Как если бы у нас в царской России Николай ll и его супруга вместе с их дочками и наследником Алексеем почитались как боги. Прямо "хлыстовство" какое-то...

Романовы

Ну так вот, "визирь" бога Нингирсу был его главным стражем и хранителем. Его служебный долг как начальника охраны состоял в том, чтобы задерживать злоумышленников. Старший сын Нингирсу — Шульшаган — был дворецким. О домашних потребностях Нингирсу пёкся божественный «постельничий» —богиня Киндази, в обязанности которой входило приготовление купальни для бога; она следила также за тем, чтобы постель его была всегда набита свежей соломой. Для отражения внешних угроз у Нингирсу было два «военачальника» — боги Лугалькурдуб и Куршунабуруам; и сам бог, конечно, предводительствовал армией на военной колеснице.

Поскольку шумеры - как позднее варяги - пришельцы, народ пришлый, они могли образовать эту самую теократическую элиту, тогда как автохтонное, коренное население, носители культуры эль-Убейда, могли быть простыми "колхозниками", работающими "по наряду" при храмах местных богов.

В предыдущей записи говорилось, что сан царя первоначально был временной должностью: царь избирался как предводитель на время военной угрозы и утрачивал власть с исчезновением опасности. Торкильд Якобсен пишет: "С превращением вражеских набегов в повседневность должность царя становится постоянной; так же постоянно действует армия, сторожевая служба и охрана городской стены. Постепенно руководство во всех главных общинных начинаниях переходит к царю и сосредоточивается в его лице".

Концентрация населения в городах привела к изменению менталитета. "Между членами небольшой, тесно сплочённой общины — деревни или малого города, типичных для древней Месопотамии раннего периода, — не наблюдалось значительной социальной дифференциации, и чувства почтительного преклонения перед вышестоящими не могли получить сколько-нибудь заметного развития. С концентрацией власти в руках царя эмоции, связанные с трепетом перед лицом облечённого могуществом величия, вошли в повседневный опыт".

Но, может быть, в обожествлении царей гораздо большую роль сыграл государственный террор? Древнерусские летописцы оставили нам свои замечания о том, какую панику наводили монголо-татары на славян после Дюденевой рати: типа, если десять или двадцать наших увидят в поле издалека двух татар, то несутся прочь от них сломя голову. Допустим, шумеры-пришельцы были "татарами" своего времени, а коренные жители Месопотами - "славянами". Тогда вся теократическая элита, все "боги" были шумерскими по происхождению. Сколько шумеров - столько и "богов". В глазах южно-американских индейцев испанские конкистадоры представлялись "богами". В средневековой Московии Иван Грозный, разоривший половину страны, тоже ведь почитался народом. Пришли к нему в Александровскую слободу, встали перед ними на колени, как перед богом: "прииди и володей нами, царь-батюшка".



Безусловно, феномен царской власти имеет множество различных аспектов, и я здесь затронул лишь некоторые из них. В целом, монархическое правление соответствует определённым умонастроениям того или иного общества. Во времена Юлия Цезаря в древнеримском обществе такие умонастроения появились, а, например, лет за двести до того, во времена Пунических войн, ничего подобного не было. Да и сейчас у итальянцев нет ни малейшего пиетета к царям. Хотя дуче Муссолини можно представить как последнюю "отрыжку" эпохи царей.

Муссолини

Впрочем, период между двумя мировыми войнами можно назвать "временем царей": не только Муссолини, но и Черчилль, и Сталин, и Гитлер действовали как заправские цари, словно они явились из древней Ассирии.
Tags: Московская Русь, архаический мир, государство, царебожники
Subscribe

Posts from This Journal “Московская Русь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments