Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Пример меновой торговли.

Дэвид Гребер в своей монографии "Долг. Первые 5000 лет истории" описывает меновую торговлю у индейцев намбиквара, живущих в Бразилии.

Это простое общество со слаборазвитым разделением труда, состоящее из небольших групп, каждая из которых насчитывает не больше сотни человек. Иногда, когда одна группа замечает неподалёку костры, разведённые другой, она отправляет посланников с предложением совершить обмен. Если оно принимается, мужчины первой группы прячут женщин и детей в лесу, а затем приглашают мужчин второй группы на свою стоянку. У каждой группы есть вождь; когда все собираются вместе, каждый вождь произносит формальную речь, в которой восхваляет чужую группу и принижает свою. Отложив оружие в сторону, те и другие поют и танцуют вместе — хотя танец имитирует боевое столкновение. Затем представители обеих сторон сходятся вместе и начинается торговля.

Если человек хочет получить какой-то предмет, он хвалит его, подчёркивая его красоту. Если владелец высоко ценит свою вещь и хочет получить много в обмен, то он не говорит, что она ценна, а, напротив, утверждает, что она нехороша, и показывает, что хочет оставить её себе. «Это плохой топор, он очень старый, он затупился», — скажет он о своем топоре, который понравился другому.

Торг ведётся в раздражённом тоне до тех пор, пока стороны не приходят к соглашению. Когда оно достигнуто, каждый выхватывает предмет из рук другого. Если один согласился отдать ожерелье, то другой должен не просто взять его, а отнять, показав силу. Споры, часто переходящие в потасовки, происходят тогда, когда одна из сторон действует торопливо и хватает предмет до того, как завершается торг.

Всё заканчивается большим пиром, на который приходят и женщины, но это тоже может вызвать проблемы, потому что в праздничной обстановке, под звуки музыки их могут начать соблазнять. Иногда это приводит к конфликтам на почве ревности и даже к убийствам.

----------------------------------------------------------

Вообще-то я не очень понимаю, чем могут меняться две соседние общины первобытных людей. В принципе, у всех всё одно и то же, и притом каждый сам может, своими руками, изготовить всё, что ему требуется для жизнедеятельности. Американский антрополог, профессор Лондонской школы экономики упомянул топор, но откуда появится топор в джунглях Амазонки? Ну ладно, не станем придираться к мелочам, поверим профессору на слово.

P.S. На самом деле есть все основания полагать, что меновая торговля — феномен, который вовсе не существовал в древние времена, а получил распространение лишь в относительно недавнем прошлом.

Tags: традиционные общества, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “традиционные общества” Tag

  • Сознание - штука крайне опасная.

    И. Л. Андреев пишет: "Когда-то, будучи студентом, я купил у букиниста книгу доктора Бутце «В сумерках тропического леса». Событие,…

  • Священные рощи и национальные парки.

    Cвященные рощи до сих пор сохраняются архаическими обществами Африки, там, где эти общества ещё остались. И. Л. Андреев пишет: "В лесах Итури,…

  • Что структурирует человеческое сырьё?

    "Человеческая природа поставляет сырьё, но обычай определяет структуру и устройство...
 Человек привержен привычке, а не разуму или…

  • "Неудобный" слон.

    Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" пишет, что успех охоты на одну особь слона оборачивается затратой времени,…

  • К вопросу о первобытном каннибализме.

    "Американские антропологи К. Кларк и М. Хасуэл подсчитали, что естественно обеспечиваемый объём мяса в четыре раза превосходит объём,…

  • О первобытных охотниках.

    О. Ю. Артёмова говорит, что в большинстве изучавшихся этнографически обществ с неспециализированным присвающим хозяйством охотник один или с…

  • О трепанациях черепов в традиционных обществах.

    Мария Медникова в своей монографии "Трепанации в древнем мире и культ головы" говорит, что трепанационную активность древних хирургов…

  • Чем больше живот, тем больше потенция мужика.

    В долине нижнего течения реки Омо, в Эфиопии (Восточная Африка), обитают до 50 различных племён, некоторые из которых ведут такой же образ жизни,…

  • Гон как способ охоты.

    У австралийских аборигенов и африканских бушменов используется гон как способ добычи зверя. Охотник бежит за дичью до тех пор, пока она не сорвётся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments