Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Староверческое происхождение легенды о "самозакопавшейся" чуди белоглазой.

Очевидно, легенду о чуди белоглазой, ушедшей под землю, сочинили русские староверы в Минусинской котловине. Известный в Минусинске поэт А.К. Кузьмин, который был краеведом, написал в 1828 году в вышедшем в Красноярске "Енисейском альманахе":

"Я видел множество могил,
Которому мой взор конца не находил,
Сии старинные курганы,
Рассеянные по полям,
У коих камни по углам
Стоят как грозны великаны.
Невольно клонит пылкий ум
К принятью самых мрачных дум.
Для грусти там живая пища,
К мечтам в былое - тьма причин;
Идёшь в безмолвии один
Среди всемирного кладбища"...

mosika_901_00001

Казаки, многие из которых были староверами, разрывали древние могилы в поисках сокровищ и пустили слух о найденных в могилах "словно живых лицах" покойников. (Кстати, я читал, что и при раскопках в Египте археологи тоже поражались живому цвету на лицах мумий, а затем, прямо у них на глазах, мумии, извлечённые из саркофагов, чернели.) Потом к этому добавился слух о том, что в некоторых могилах якобы целые семьи и посёлки себя заживо хоронили. Слухи были основаны на реальных находках, так как древние гробницы часто были родовыми и представляли собой коллективные захоронения десяти и более человек. Противники русского самодержавия превратили этот слух в легенду, известную под названием "Легенда о белой берёзе". В ней коренное (чудское) население предпочло умереть, чем зависеть от Русского (Белого) царя.

В своей поэме "Минусинский край" упоминавшийся выше А. К. Кузьмин излагает эту легенду под названием "Песня татарского Башлыка о чудских могилах, находящихся в Минусинском округе". Э. В. Вадецкая передаёт её в сокращённом изложении и с комментариями:

"Сначала автор поясняет содержание песни:

Пою как чудные народы
Живые в землю погреблись
Не пережив своей свободы;
За что и Чудью назвались
.

Потом идеализирует их прежнюю жизнь:

Они на нашем месте жили,
Где льётся светлый Абакан,
Стада огромные водили
И крепкий делали айран.
Как ясный день - всегда счастливы,
Согласны - как стремленье волн,
Как ветер - веселы, игривы,
Покойны - как в заливе чёлн.
У них был лов обильный белки
И всяких множества зверей:
Лисиц руками брали девки
И били палкой соболей
.

Затем поэт указывает на внезапно наступившие перемены:

Но время скользко: в крепком муже
Слабеют силы день от дня,
Уступит лето мрачной стуже,
Согнётся шея у коня.
Три года звери не ловились,
Три года не росла трава.
И вдруг среди степей явились
С корою белою древа
.

И вот как объяснили появление берёзы шаманы:

Собрались вещие шаманы,
Чтоб тайну древ тех разгадать.
Гремят их звучные тимпаны
И старший начал прорицать.
О горе! Горе от берёзы!
Народ! Я в будущее зрю:
Оно предсказывает слёзы,
Подданство Белому Царю
.

Далее следует предложение шамана о том, что "лучше своей волью умереть, чем окончить жизнь невольно", и как именно следует умереть:

"Друзья! Нам должно по-геройски
Живым себе могилы рыть.
И над могилами подмостки
С землёй и камнем учредить.
Нам должно каждому, с семьёю,
В могилу лечь и дружно в раз
Обрушить помост над собою -
И мать земля сокроет нас
".

И каков же результат их совета?

Умолк шаман, единогласно
Все приняли его совет.
Свершилось зрелище ужасно!
И лишь могилы - Чуди след
.

Нет сомнения в том, что никакие коренные народы Хакасии к рождению легенды о белой берёзе отношения не имеют. Они курганов не раскапывали, считая их могилами предков, и не могли знать, что в них содержится. Да и обычай хоронить сообща в одной могиле многих людей возник здесь на две тысячи лет раньше момента присоединения Сибири к России; он прекратился за тысячу лет до этого факта. По-видимому, эту легенду сочинили русские казаки", - говорит Э. В. Вадецкая в своей монографии "Древние маски Енисея" (СПб - Красноярск: Версо, 2009, с. 43).

Я же от себя скажу, что эта легенда очень мне напоминает «Терновское дело» конца XlX века. Напомню, что на Терновских хуторах под Тирасполем в своё время поселились старообрядцы. Тогда, при Екатерине Великой, в Новороссии власть привечала всех, кто был готов осваивать присоединённые просторы. В том числе старообрядцев, гонимых в основной России за «неправильную» веру. Они охотно селились в Тирасполе и вокруг него. Но и среди раскольников особняком стояли приверженцы «бегунского» толка («страннического согласия»). Чтобы не вдаваться в разъяснения – это крайние из крайних. Государство они считали властью антихриста, от которой надлежит «таитися и бегати». Как логическое следствие – метрикоборчество «бегунов»: отказ от документов, страх любых форм государственного учёта. И тут, осенью 1896 года, пришло официальное извещение, в котором сообщалось, что предстоит первая в Российской империи перепись населения – так что хозяевам надо подготовиться к приходу счётчиков, а также указать всех проживающих. В былые времена старообрядцы в ответ на репрессии самосжигались в скитах. Но сжигаться вблизи оживлённого села? Прибегут, помешают. Матушка Виталия предложила «запоститься» – голодным постом довести себя до смерти. А кроха-дочка Павловых, сидевшая со всеми в молённой, крикнула: «Лучше живьём в могилу». Точно! Устами младенца! Выроем «мины» (полости в земле) и в них замуруемся. Всего 25 душ самозакопались, буквально "ушли под землю", как чудь белоглазая в стродавние времена. Подробно об этом написано у В. В. Розанова в его эссе "Русские могилы" (со стр. 192 и дальше).

Tags: староверие, чудь белоглазая
Subscribe

Posts from This Journal “чудь белоглазая” Tag

  • Геоглифы чуди белоглазой?

    Не знаю, можно ли верить этому сообщению, но если это действительно так, то эти геоглифы, скорее всего, дело рук не манси, а легендарной чуди…

  • Тайны подземных городов.

    В продолжение статьи Тайна подземных городов. На территории современной Турции, в Каппадокии, имеются подземные «многоэтажные»…

  • Сибирские индейцы.

    Эвенки , 1888 г. Википедия сообщает, что "эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами,…

  • Чукмари (кереки).

    Владилен Леонтьев пишет, что раньше к северу и востоку от реки Анадырь, до прихода туда чукчей, там жили люди, которые назывались…

  • Трипольцы.

    Трипольцы отличались не только высокой материальной культурой, основанной на производящем, а не присваивающем типе хозяйствования, присущем…

  • Тайна подземных городов.

    На территории современной Турции имеется удивительный район - Каппадокия. Этот район знаменит на весь мир своими подземными городами, которые…

  • Дорога на Авалон.

    Краткий конспект книги Антона Платова "Дорога на Авалон" Окончание. Начало см. Дорога на Авалон. Всё в Природе закономерно, всё…

  • Дорога на Авалон. 2.

    Всё в Природе закономерно, всё управляемо конкретными и одухотворёнными Силами. Разумеется, столь сложное и многогранное явление, как Дорога между…

  • Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера.

    Оригинал взят у orei в " Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера". Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment