Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О групповом мышлении.

В один жаркий техасский вечер некая семья играла в домино на крыльце до тех пор, пока тесть не предложил съездить в Абилин отобедать. Жена сказала: «Звучит неплохо». Муж, несмотря на то, что поездка обещала быть долгой и жаркой, подумал, что надо бы подстроиться под других, и произнёс: «По-моему, неплохо; надеюсь, что и твоя мама не откажется». Тёща же ответила: «Конечно, поехали! Я не была в Абилине уже давно».

Дорога была жаркой, пыльной и долгой. Когда же они наконец приехали в кафетерий, еда оказалась невкусной. Спустя четыре часа они, измученные, вернулись домой.

Один из них произнёс неискренне: «Верно, неплохая была поездка?». Тёща на это сказала, что, на самом деле, она бы лучше осталась бы дома, но поехала, раз уж остальные трое были полны энтузиазма. Муж сказал: «Я был бы рад никуда не ездить, поехал лишь чтобы доставить остальным удовольствие». Жена произнесла: «А я поехала, рассчитывая на радость остальных. Надо было быть сумасшедшим, чтобы добровольно отправиться в эту поездку». Тесть ответил, что он предложил это лишь потому, что ему показалось, что остальным скучно.

И они сидели, ошеломлённые тем, что поехали в поездку, которой никто из них не хотел. Каждый из них предпочёл бы спокойно наслаждаться тем днём.

Парадокс Абилина (англ. Abilene paradox) заключается в том, что группа людей может принять решение, противоречащее собственным интересам каждого представителя группы.

Поэтому, наверно, человек лишь тогда живёт "по-своему", когда он живёт один. Диоген Синопский, например. Однако, сила воли нужна немалая, чтобы отстаивать своё одиночество. Причём, общество может упрекнуть индивида в "непатриотичности" и даже объявить его "врагом народа": мы, дескать, тут все, "в едином строю", сражаемся с персами, а он в бочке прячется, "дезертир". Допустим, афиняне на народном собрании на Пниксе решили воевать с персами, а Диогена там не было. Афиняне там приняли решение, противоречащее собственным интересам каждого представителя группы. Каждый по-отдельности воевать бы не стал, но групповое мышление привело их к тому, что матери и жёны в слезах, но никто ничего поделать уже не может: когда саранча "становится на крыло", её уже не собьёшь.

Tags: социология
Subscribe

Posts from This Journal “социология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments