Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О ёлочных игрушках.

В начале XX века крестьянин из Кимбо (Kymbo, Västergötland, Швеция) нашёл в земле антропоморфную фигурку высотой всего 3.4 см. Он хранил её в течение многих лет как талисман на удачу, но затем поддался на уговоры и уступил фигурку музею. С 1930-х годов амулет из Кимбо хранится в Шведском историческом музее.

Фигурка из Кимбо сделана из сплава серебра и бронзы и украшена золотым кольцом, которое закручивается на шее спиралью. Из-за этого «ожерелья» изображение датируется эпохой Переселения (400-550 гг. н.э.), что считается Золотым веком Севера.

Фигурка из Кимбо
Фигурка из Кимбо 2


















В этой связи вспоминается схожая по иконографии золотая фигурка из Гудме. Правда, её датируют обычно VII веком н.э. Во всяком случае, речь точно идёт о довикингской эпохе.

Фигурка из Гудме
Золотая фигурка, датируемая железным веком, высота 7см. Найдена в Ниборге, к северу от Гудме, Дания. Фигурка была найдена разломанной, вместе с кладом других золотых вещей. Хранится в Национальном музее Дании.

Исследователи обратили внимание, что фигурка «стоит» на носках, а не на подошве ступни. Это, а также свободно висящие руки привели к интерпретации, что изображённый висит, а не стоит. Такая поза сразу же отсылает нас к Одину, жертвы которому вешали - и который сам некогда повесился на Мировом Древе, чтобы обрести знание рун (= сверхсознание). Одно из имён Одина, как известно, Hangatýr, что переводится как «Повешенный бог» (или «Бог повешенных»), и фигурку из Кимбо считают изображающей именно его - в одну из девяти ночей на Иггдрасиле (Источник - Scandinavian Archaeology).

Как всем известно, обычай наряжать ёлку под Новый год пришёл к нам из Германии вместе с другими заимствованиями из Европы при Петре l. Этот обычай, конечно, имеет языческие корни, так как ёлку никаким образом невозможно "пристегнуть" к христианству.

Обычно пишут о том, что ёлку устанавливали для того, чтобы "приманить" духов предков (См.: Ель - дерево предков.) Но откуда взялся обычай вешать игрушки на еловые ветви? И что означают эти игрушки?

Может быть, в древности это были вовсе не игрушки, а миниатюрные изображения Одина? Типа современного амулета, изготовленного на основе фигурки из Кимбо.

амулет

Мы-то ныне наряжаем ёлку исключительно по эстетическим соображениям, а в древности это было составной частью религиозного ритуала. Если Один "прозрел" на священном дереве, то это ж неспроста. Значит, есть в этом какой-то намёк и для простых смертных. По информации Е.И. Марковой, Н. Клюев получил дар прозрения под елью. В древности у финнов существовал ритуал слушания ели: крестьянин, чтобы получить нужную ему информацию, проводил ночь под кроной ели, которая находится возле его дома, и дух сообщал её. Может быть, ёлки стали приносить из леса и устанавливать в домах ради удобства, чтобы не мёрзнуть всю ночь на улице?

Конечно, тут ещё возникает вопрос, как совместить ясень с елью. Один-то приковал себя к ясеню, а не к ели. И много других вопросов можно задать, на которые нет ответа. Увы, не было в древности язычников-блогеров, которые записали бы свои обряды и истолковали их смысл. Тогда нам не пришлось бы гадать на кофейной куще, пытаясь найти какой-то исторический контекст для этих фигурок.

Tags: Традиция
Subscribe

Posts from This Journal “Традиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments