Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О кельтских прообразах Вия.

Текст XII века, известный как «Книга захватов», рассказывает о волнах «нашествий», начиная с первых поселенцев в Ирландии, возглавляемых женщиной по имени Кесайр. Однако центральной темой «Книги захватов» является колонизация Ирландии племенами богини Дану, известными как Туата Де Дананн. Они управляли землёй, пока, в свою очередь, не были изгнаны гойделами, или кельтами (иногда называемыми в текстах сыновьями Миля), присутствие которых заставило племена богини Дану уйти под землю в царство потустороннего мира, параллельное нашему миру.

Откуда пришли Туата Де Дананн, племена богини Дану, не сказано в письменных мифах, но они восходят к богине-родоначальнице Дану. Прибыв в Ирландию, они принесли с собой четыре магических артефакта. Так как я интересуюсь вопросами меритократии, то, по мне, самым полезным для общества Туата Де Дананн был магический камень Лиа Фаль (или Камень судьбы), который был связан со священной королевской властью. Каждый новый правитель проходил
проверку на этом священном объекте, и камень вскрикивал, когда на него садился законный претендент.


Ирландия не досталась племенам богини Дану в подарок. Прежде чем они смогли утвердиться на этой земле, им пришлось сражаться с двумя отдельными группами чудовищных существ. Прежде всего, это был народ Фир Болг, захвативший Ирландию намного раньше, чем прибыли племена богини Дану. После чего им пришлось сражаться с другим врагом — фоморами.


У фоморов был грозный воин по имени Балор. Его единственный глаз был настолько огромен, что требовалось четыре человека, чтобы поднять веко. Когда глаз был открыт, его взгляд обладал смертоносной силой, подобно взгляду Горгоны Медузы: он был способен целую армию обратить в камень, и никто не мог уцелеть. Но молодой герой, Луг (чьё имя означает «сияющий»), спас племена богини Дану от неминуемого разгрома. Столкнувшись с таким ужасным противником, Луг действовал быстро. Как только глаз Балора стал поворачиваться в его направлении, он схватил пращу и нацелился прямо в него. Камень из пращи поразил огромный глаз с такой силой, что тот провалился внутрь головы Балора, выскочил сзади и обратился с роковой мощью на самих фоморов. В битве при Маг Туиред фоморы потерпели поражение.

Описание сражения Балора с Лугом во второй битве при Маг Туиред, приводится в ирландской саге «Битва при Маг Туиред»:

И сошёлся Луг с Балором в схватке.   — Поднимите мне веко, о воины, — молвил Балор, — дабы поглядел я на болтуна, что ко мне обратился. Когда же подняли веко Балора, метнул Луг камень из своей пращи и вышиб глаз через голову наружу, так что воинство самого Балора узрело его. Пал этот глаз на фоморов, и трижды девять из них полегли рядом...

Известен его валлийский аналог — Испаддаден Пенкавр (Yspadadden Penkawr). У него были настолько огромные и тяжёлые веки, что их приходилось поднимать металлическими подпорками, чтобы он мог хоть что-то увидеть.

И здесь, конечно, само собой напрашивается сравнение с гоголевским Вием.

"Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стёкла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Всё летало и носилось, ища повсюду философа. <...> Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.

- Приведите Вия! ступайте за Вием!- раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки.

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха
"...

Tags: мифология
Subscribe

Posts from This Journal “мифология” Tag

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Древние мифы: бабочки без крыльев.

    "Мысль изречённая есть ложь". Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831)…

  • О современном мифотворчестве.

    Раньше, до появления интернета, всю информацию на исторические темы можно было почерпнуть из книг. Книги печатались государственными издательствами,…

  • Миф и демократия.

    Д. В. Пикалов в своей монографии "Миф и ритуал неолита" (Ставрополь, 2015) сообщает, что мифология, особенно древнейшая мифология, чужда…

  • Рождение мифологии.

    Процесс воспитания потомства у человека по преимуществу является деятельностью, направленной на установление смысла вещей. Маленьких детей шутливо…

  • Как "Бони М" развалили СССР.

    Всё Нынешнее обусловлено Былым. Всё Будущее "вяжется" Настоящим. Вот я, к примеру, сейчас его "вяжу". Каким "свяжу",…

  • К вопросу о Дикой Охоте.

    Мне кажется, что этот мифологический мотив уходит корнями в самую архаическую глубину европейского язычества. Обычно, с Дикой Охотой связывают…

  • Летнее марево...

    Самые длинные дни в году: светает уже в два часа ночи, а в три часа ночи уже светло как днём. Июнь - месяц русалок. Считается, что особенно активны…

  • Раньше были люди божики, нынче стали люди пыжики, а после нас будут люди тужики.

    Интересно, что у многих народов сохранились предания о живших прежде них великанах, которые перекликаются с библейским упоминанием о " сильных,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments