Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Хлысты

Оригинал взят у mu_pankratov в Хлысты

Сделав не давно пост про "Молокан" http://mu-pankratov.livejournal.com/220214.html, поступила "заявка от радиослушателей"(с), написать что нибудь о хлыстах и скопцах. Ну что ж, хоть я и невесть какой специялист, напишу как я сам сабе представляю их соопчество и Веру. В принципе, все ети течения родственны между собой, вышли из новообрядчества и представляют харизматиков - протестантов от Восточной Церкви (Православие).  Молокане - боле лояльны к властям, не такие уж и харизматики, их даже называют "сухие баптисты". "Сухие", в смысле - нет водного Крещения. Скопцы - ультрарадикалы и о них попробую написать попозже... а вот по серёдке, самое многочисленное течение - Хлысты. Самоназвание - "Христововеры".
"Идет Слово от пророка, –
Катит Солнце со востока.
Поживем мы, братцы, вкупе, –
За нас батюшка заступит".
(Духовный роспевец)

Все истории о хлыстовстве начинаются с легенды о беглом солдате Даниле Филипповиче, в середине-конце 17 века, немного не мало, а он объявил сабе Саваофом и стал утверждать, мол, священные книги не нужны и учил, что для спасения души нужна только одна «книга» — Святой Дух. Рассказывают, что в подтверждение своего учения он собрал все священные книги в один мешок, нагрузил его камнями и бросил в Волгу. Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих во время молитвенных радений.
Ощутив себя Саваофом, Данила Филиппович водворился в деревне Старой, что находится неподалеку от Костромы. Именно сюда стали съезжаться для выполнения культовых практик «люди Божии», почитавшие Данилу Филипповича как Саваофа, а тот дом, в котором он временно проживал – как «дом Божий». Город Кострома тут же стал называться «Горним Иерусалимом», а находившиеся вокруг Данилы преданные женщины превратились в «богородиц».
Он оставил своим ученикам 12 новых заповедей, служащих хлыстам вместо Евангелия.
Первая заповедь: «Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня». Вторая: «Нет другого учения. Не ищите его». Третья: «На чем поставлены, на том и стойте».
Хлысты почитают Данилу Филиппова как своего основателя и величают «превышним богом», «верховным гостем» и «богатым гостем». Считается, что учеником и преемником Данилы Филиппова был Иван Тимофеевич Суслов, которому Данила Филиппов «дал божество» и сделал его «Христом». По тому же преданию, Данила Филиппов скончался (вознёсся на небо) 1 января 1700 года на сотом году жизни.



Вероучение хлыстов. Существуют Небо и Земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй — сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, особо не разъясняют. Подразумевают не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа, всё завязано на чуйственных ассоциациях. А вот учение о воплощениях Божества в человеке, раскрывается у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. Чем лучше и достойней человек, тем выше в него войдет Божество. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним Христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путем естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.
Для человека ешо притягательна сия Вера из-за размытия границы между нетварным и тварным. Любой Вася Пупкин из
Рио-де-Житомира, старательно постившись и радея, имеет шанс, что на него "накатит" и он станет Христом или Богородицей.



Идеология Христововеров : тело – начало злое, душа – доброе. Поэтому идея об умерщвлении плоти, т.е. дурных помыслов и стремлений, понимается в буквальном смысле – умерщвление тела. Плоть умерщвляется любыми способами, как бы от него надоть поскорей избавиться, только бы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения. Точных доказательств нету, но во многих синодальных опусах и докладах, писалось, что хлысты во время своих богослужений наносят себе увечия. Но верить на 100% нельзя, так как хлысты не признавали власти и не молились за царя, а пропаганда тогда была жесткая, хотя бы небылицы про староверов.
Похожим образом высказывались о «душепереселении» и некоторые мистики западного христианства. Достаточно вспомнить легенду о святом Франциске Ассизском, который, основав три монашеских ордена, отошел в мир иной, но, по преданию, уведомил братию, что будет каждый год нисходить в этот день в ад, чтобы изъять из него одного из братьев по вере.
Никонианские старцы - через одного - обещают встречу на небесах и помощь, да и в наши времена достаточно вспомнить Матронушку, которая обещает встретить каждого там, у Врат.



Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния екстаза. По утверждениям некоторых письменных источников, в ряде кораблей радения (пусть и не каждый раз) заканчивались сексуальными оргиями, так называемым "свальным грехом", что так же достоверно не доказано, однако во многих случаях такие слухи и клевета охотно принимались на веру людьми, враждебно настроенными к ним.
Радение проходят «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, припрыгивая. В принципе, ето все напоминает любой рок-концерт, или массовые выступления болельщиков.



“В результате этих движений, продолжающихся до полного изнеможения и до истерических припадков, – писал историк русской культуры П. Милюков, – дух "накатывает" на весь "корабль". Пророк начинает тогда пророчествовать – сперва всему "кораблю" общую "судьбу", а потом частную судьбу каждому члену отдельно”. В либеральную эпоху начала XIX века христоверие проникло и в высшие дворянские круги.В 1908 году вышла книга Д. Коновалова "Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве". Опираясь на допросы и показания хлыстов, хранившиеся в православных Духовных консисториях, автор исследовал телесные или физические явления сектантского экстаза. Из речевых экстатических феноменов Коновалов описывал стоны, слышавшиеся на радениях, а также "приступы насильственных криков". Они часто раздавались на радениях Тамбовских хлыстов.Пророки и чудотворцы Тамбовских хлыстов заявляли, что в состоянии экстаза говорят на каких-то языках, которых они сами не понимают. Также Воронежские христоверы во второй половине XIX века (группа В. Мокшина) в состоянии религиозного экстаза кричали и говорили "на разных языках"



В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как  народ Монтана, казанские – как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские – как шалопуты, сибирские — как богомолы, костромские – как вертуны и ляды.
Хлысты соблюдают , как и староверы, ветхозаветные пищевые запреты: нельзя пищу с кровью, удавленину, звероядину, не ели мяса зверя - у кого лапа с когтем, рыбу без чешуи, но также и свинину, не употребляли спиртное, табак, не посещали крестины и свадьбы, другие увеселительные забавы. Как и в Древлеправославии - ходят "посолонь" (по Солнцу, по часовой стрелке), обязательно ношение пояска (деление человека на чистое и не чистое).
Уникальность этого учения заключается в том, что, выйдя из народной крестьянской среды и распространившись по всей России, оно проникло в высшее общество.Ходила молва о том, что «старец» Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс Феликсович принадлежали к хлыстам. Поеты - Клюев, Блок и многие другие. А уж Иоанн Кронштадтский с его "православными" радениями и коллективными исповедями... его Пришвин называл наипервейшим хлыстом (хотя и сам был таким)



Н.А. Бердяев
"Хлыстовство, как тип народной мистики и религиозной мысли, шире секты, называемой этим именем. ..Хлыстовство -- прежде всего экстатично, оргиастично... хлыстовство ищет радости, блаженства. У хлыстов есть "духовное пиво", экстатическая опьяненность, совершенно неведомая другим сектам. Хлыстовство -- дионисично, и истоков его нужно искать в древнем и исконном русском язычестве. Хлыстовство насквозь эротично. Экстаз хлыстов -- эротические экстазы. В ответвлении хлыстовства -- скопчестве -- религиозная проблема пола ощущается как огненная проблема. Для хлыстов не важна причина оргийного экстаза, важно следствие, сама энергия экстаза. Хлысты ищут радости, блаженства на земле, в теле и хотят сделать с телом что-то такое, чтобы оно не связывало, не мешало радованию духа. Ищут они этого на путях коллективных экстазов, в коллективном действе накатывает на хлыстов дух.. Хлысты -- скрытые дуалисты, они живут двойной жизнью -- в мире, в природном порядке, и в духе, в божественном порядке. Отрыв от быта и бытовой религиозности, выход из рода, отрицание плотской жизни есть у хлыстов. Хлысты устраивают радения, в коллективном экстазе на них накатывает дух. Они ищут внутреннего Христа, или Христа, рожденного внутри их. Хлыстовство - самое значительное явление в нашей народной мистике. В хлыстовстве есть великая мистическая жажда, тоска по экстатической жизни духа. Но в хлыстовстве есть и языческая тьма и демонический срыв. Хлыстовская Россия погружена в темный, нечеловеческий Восток..."
Tags: христоверы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments