Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера.

Оригинал взят у orei в "Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера".

Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера.


Захряпы (наряжухи)
- вытесанные из дерева куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества. До сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской области, Карелии и республики Коми. Снимок сделан в начале июня 2008 года в окресностях деревни Езевец Мезенского района юзером [info]ann_and_serje


Захряпа из Карелии

У соседских поморов слово "Захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что на фото те самые "Дед да Баба", в смысле Первопредки. Такие изваяния ставят не только в Чюдьямаа, но и на землях Коми Му и Вепсямаа.

Нечто похожее было (вероятно, и сейчас есть) где-то в лесу между Нюхчей (которая в Карелии) и Маленьгой, или дальше за Маленьгой... Рассказывал режиссер док.фильма "На третьей от солнца планете" Павел Медведев (одна из линий фильма - о походе жительниц Нюхчи к обетному кресту, который находится за Маленьгой). В том фильме захряпы мелькают на мгновение. А ещё есть фильм про рыбалку на реках Мезени и Пинеги, там тоже вскользь показаны захряпы в Лешуконском районе, их местные рыбаки ставят "на удачу".

Итак:

- захряп не очень много. Есть ещё несколько известных (но автор верхней фотографии их не видел), выше Сафоново, в сторону Ваш-озёра - это почти граница с Коми Му.
- все захряпы имеют имена собственные, личные (Марфутка и т.п.)
- Конкретно эти объекты на фото поставлены в середине 70-х годов ХХ века. Местные жители рассказывают  противоречивые легенды, одна из которых связана с пропавшими в лесу детьми.
- признаков, что возле захряп осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Приношений, как к обетным крестам, тоже нет. Но за их состоянием следят (одежда периодически меняется на новую).

Захряпки-наряжухи, или чудские сказки с Пёзы-реки.


Я уже писал о захряпах несколько месяцев назад. http://orei.livejournal.com/328202.html И вот небольшое продолжение от юзера kvastravel: когда мы были у захряпок за Езевцем, Федотыч сказал: "Подновить нать". Вот так они выглядят теперь подновленные и переодетые Олегом Алексанычем  и Николаем Федотычем на обратном пути.


А потом, когда он рассказывал нам об их назначении - стоять в местах перемены бригад, идущих бечевой (кстати, слова "бурлаки" я тут не слышал ни разу), добавил: ... на обратном пути нать не только этих нарядить. Давай еще захряпок поставим?  - и ко мне, - глянь, тридцать верст по навигации, где будет? Небось, Орловска Щелья… Вот там и поставить нать… Это новые захряпки, Орловская Щелья, где теперь живут Рыбачёк Ваня и Варвара у Родника.



Рыбачёк Ваня



Варвара у родника
Все фото - из альбома Николая Окулова.

Tags: чудь белоглазая, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments