Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Высунутый язык (3).

Начало см. Высунутый язык, Высунутый язык (2).

В геральдике высунутый язык - непременный элемент избражений активных (по большей части хищных) животных. Будучи окрашен иным, нежели фигура, цветом служит указанием на её (фигуры) яростный характер. Отсутствие у изображения активного животного языка (за исключением натурных изображений) должно быть описано и означает немотность, лишённость "права голоса".

gerb_rossijskoj_imperii_1882

В животном мире эта яростность особенно заметна у собак:


Зубака

Но и люди тоже иногда впадают в подобное состояние. Ныне эти всплески агрессивности могут проявиться в совершенно неожиданном месте и в любое время. В любой момент тебя могут "облаять", забрызгав слюной. В древности же существовали специально отведённые дни для проявления "низменной", животной природы человека. Упомянем, прежде всего, некоторые поистине диковинные праздники, отмечавшиеся в Средние века: "праздник осла" и "праздник дурака". Назовем также древнеримские сатурналии, к которым, скорее всего, непосредственно восходит современный карнавал. Кстати, на карнавале люди одевают маски. У нас, на Руси, во время святочных гуляний люди тоже наряжались в шкуры животных и одевали звериные маски. При этом они занимались всевозможными "непотребствами". Живописную картину этих хулиганств можно увидеть в фильме "Как царь Пётр арапа женил" (смотреть с 1:17:00):



Арап Петра Великого (Владимир Высоцкий) говорит людям в свиных масках: "Вам кажется, что вы надели чужие личины? Нет, вы их сняли. Вы явились ко мне в своём подлинном естестве!"

Точно то же самое говорит и Рене Генон: "Вдумаемся в тот факт, что карнавальные маски обычно имеют устрашающий характер и чаще всего наводят на мысль о животных или демонических образах, являясь чем-то вроде фигуративной "материализации" тех низменных или даже инфернальных влечений, которым позволено проявиться во время маскарада. Каждый из его участников, пусть даже совершенно бессознательно, выбирает себе среди этих личин ту, что ему больше всего подходит, то есть наиболее соответствует его собственным наклонностям этого плана, так что можно сказать, что маска, будто бы призванная скрывать подлинное лицо индивида, на самом деле выставляет напоказ его внутреннюю суть, которую он обычно вынужден скрывать. Уместно заметить — и замечание это послужит уточнением вопроса, — что здесь мы имеем дело со своего рода пародией на "обращение", которое происходит на определённом этапе инициатического процесса; с пародией и поистине "сатанинским кривляньем", ибо здесь это "обращение" направлено не в сторону духовности, а, напротив, в сторону самых низменных наклонностей человека".

Но, как справедливо замечает Генон, смысл этих "праздников дураков" заключался в том, чтобы "канализовать" низменные влечения человеческой природы и ввести их в управляемое русло. Видимо, именно с этой целью устраивались древние сатурналии, вакханалии, русалии и другие "бесовские игрища". Раз в году, в определённые дни, дозволялось раскрепостить и спустить с цепи "нижнего" человека. Это было своего рода жертвоприношением низменным влечениям. "В противном случае эти склонности, - пишет Рене Генон, - не получая минимального удовлетворения, требуемого современным состоянием человечества, могли бы вызвать своего рода взрыв [1], чьи последствия сказались бы на всей совокупности как индивидуального, так и коллективного бытия, послужив причиной куда худшего беспорядка, чем тот, который допускается всего на несколько дней, специально отведенных для этой цели, и который, кроме того, куда менее страшен, поскольку он отчасти "регулируется" этими ограничениями".

В этой связи интересно отметить такое явление как "королевская ночь" в пионерлагерях. Я столкнулся с этим феноменом, когда в молодости работал пионервожатым. Никто из взрослых никаких "королевских ночей" не планировал, но откуда-то у детей само собой появлялось представление о том, что в последнюю ночь перед отправлением домой в лагере можно творить всё что угодно. То есть у детей имелась потребность "перебеситься" хотя бы напоследок, после месяца хождения строем и подчинения ежедневному расписанию.

В архаичной древности существовал лунный календарь. Было 13 месяцев по 28 дней. 13 месяцев x 28 дней = 364 дня. Оставался ещё один "лишний", 365-й день. Именно в этот день и позволялось "перебеситься" древним людям. В остальное же время - 364 дня - люди соблюдали все законы и табу. И это было мудро. Каждый  думал про себя: зачем совершать преступление сегодня и рисковать поплатиться за него согласно закону ("око за око, глаз за глаз"), если можно подождать и в конце года совершить то же самое, не боясь наказания? Таким образом, "ад" царил на земле всего лишь один день, а 364 дня в году люди жили в "раю".

Видимо, именно поэтому древнейшая эпоха в истории человечества - матриархат - всегда воспринималась как "золотой век". Считается, что тогда не было войн [2], не было преступлений. На острове Крит не было войн столь же продолжительное время, как от Троянской войны до наших дней. Да и Древний Египет веками жил в мире; если бы египтяне воевали, они бы не построили пирамиды. И, может быть, столь продолжительный мир был результатом того, что древние жрецы умело соблюдали баланс между "дневной" и "ночной" природой человека? Может быть ключевую роль в поддержании этого баланса играли те самые "бесовские игрища", осколками и отголосками которых являются современные карнавалы и маскарады?

Это тонко чувствовал преп. Антоний Великий. Будучи опытным подвижником, он знал, что усиленные подвиги иногда не безопасны бывают для души. "Есть люди, – говорил он, – которые изнурили тело свое подвижничеством – и, однакож, удалились от Бога, ибо не имели рассудительности". Потому в обращении с иноками он позволял и послабление. Один зверолов, увидев, что Антоний шутил с братиею, соблазнился. Старец, подозвав его, сказал: "Положи стрелу на лук твой и натяни ее". Он сделал так. Старец говорит ему: "Еще натяни". Тот натянул еще. "Еще тяни", – сказал Антоний. "Если я через меру натяну лук, то он переломится", – сказал охотник. "Так, – сказал ему Антоний, – и в деле Божием, если мы сверх меры будем напрягать силы братии, то они скоро расстроются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии".  

По всей видимости, Альберт Эйнштейн иногда давал себе такое послабление.

Эйнштейн

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В конце Средних веков, когда гротескные "праздники дураков" были упразднены или вышли из употребления, произошёл беспримерный по сравнению с предыдущими столетиями всплеск колдовства.
[2] Эпоха войн началась одновременно с наступлением эпохи патриархата, с Троянской войны.


Tags: антропология, матриархат
Subscribe

  • Американская трагедия.

    — Что нужно, чтобы стать хорошим математиком? — Должен быть внутренний голос. Я очень люблю вспоминать историю про мою бабушку. Она…

  • Модерн во всей своей красе.

    Поезд «Меркурий», Чикаго, США, 1936 год. Много спорят о том, когда началась эпоха модерна. Однозначно лишь то, что во второй половине…

  • Как "Бони М" развалили СССР.

    Всё Нынешнее обусловлено Былым. Всё Будущее "вяжется" Настоящим. Вот я, к примеру, сейчас его "вяжу". Каким "свяжу",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment