Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Муки нового рождения (2)

DSC06224
Подростки из племени масаев (Танзания), проходящие инициацию (которая длится один год). На лицах не маски, а нанесённые белой глиной рисунки.


Все мистерии пронизаны идеей "прорыва" в Иной Мир. Хотя Другой Мир - изначально мир посмертный, он и трансцендентный, то есть он недоступен для живого человека и принадлежит "духам" или духовной сущности человека. Поэтому, чтобы проникнуть в Потусторонний Мир, необходимо приобрести качества "духа". С этой целью посвящаемых в знак смерти обмазывали белой глиной [1], после чего они считались умершими. Неверманн сообщает из Океании: "... Неофиты покрываются известковой кашей, так что они выглядят совершенно белыми и не могут раскрыть глаз". Временная слепота также есть знак ухода в область смерти (ср. мистический опыт ап. Павла по дороге в Дамаск: Деян. 9:3-19). Кроме того, сюда присоединяется символика ритуальной наготы - отсутствие сознания, бессознательность (и облачение в новые одежды - обретение нового сознания), похоронная символика, брачная символика, а также мысль, что заново рождённый неофит должен разделить наготу маленьких детей. У некоторых племён неофиты лежат на земле, то есть они символически "мертвы", и им также запрещено пользоваться словом, они могут издавать только звуки, имитирующие крики животных и птиц. Обычно их покрывают листвой, или покрывалом, или просто завязывают глаза. Темнота - символ Иного Мира, а также смерти и зародышевого состояния.

male_rites_of_passages

Как правило, наставники приводили мальчиков в хижину в джунглях, где в течение месяца они жили совершенно голые в полной изоляции. Им запрещалось есть, так как, - пишет Тессман, - "мёртвые, естественно, не едят". Все запреты (табу) - лишение пищи и сна, немота, жизнь в темноте, - являлись упражнениями в аскетизме. Неофита вынуждали сосредоточиться на своём внутреннем мире, а для этого необходимо было бодрствовать. У племени юри-улу неофитов ночью непрерывно встряхивали, чтобы они не могли уснуть. У племени нарриниюэри мальчиков среди ночи приводили в лесную чащу и не разрешали им есть и спать в течение трёх суток, а пить воду они могли только "через тростинку".

Побоями ли, голодом ли, болью или бессонницей - неофит рано или поздно ввергался в изменённое состояние сознания. Шурц полагает, что момент транса был моментом вселения духа в неофита, то есть мистический брак совершался при кратковременном отделении души от тела. Именно для этого и требовалось переживание смерти.  Смерть в посвящении необходима как "начало" новой духовной жизни, которая возможна только при личной встрече с духами. Встреча же с духами возможна лишь в пограничных состояниях, "на волоске от смерти", на пороге Иного Мира.

У коряков северо-восточной Сибири, у гиляков, тлинкитов и хаида в инициационных обрядах фигурирует медведь ("лунное" животное: он исчезает осенью и вновь появляется весной). В австралийских ритуалах инициации "умерший" (неофит) появляется на свет из "могилы" подобно тому, как Луна выходит из темноты. После этого происходит омывание от извести и вместе с тем прозрение - символ приобретения тайного знания. Именно пребывание среди мёртвых обогащает неофитов новыми знаниями, ибо мёртвые знают больше, чем живые. Некоторые народы называют посвящённых "те, кто знают" [2]. Неофитов учат новому "тайному" языку, который послужит им для общения с себе подобными. Очень часто встречается обычай - давать неофиту новое имя сразу после посвящения. Это очень древний обычай и он распространён повсеместно.

Последний этап церемонии инициации - обрезание.

обрезание

обрезание 2

Обрезание является одним из видов магического отверзания, которому предшествует воздержание, так же как отверзанию глаз предшествует искусственная слепота, а отверзанию уст предшествует немота - запрет слова в этих случаях засвидетельствован. После этого юноша получает право на брак [3].

Страдание, вызванное обрезанием, - операция иногда оказывается чрезвычайно болезненной - это изображение обрядовой смерти при посвящении. Известно, что головка пениса после обрезания обнажается, что прямо соответствует ритуальному пострижению. Кровь обрезания становится свидетельством вступления неофита в союз (завет) с духом-помощником.

Иногда после обрезания производилось отрубание пальца. Вебстер говорит об этом следующее: "После частичного выздоровления они (неофиты) оказывались перед лицом маскированного человека, который одним ударом топора отрубал мизинец левой руки".

обрезание 4
После совершения обрезания у различных народов и в различных местах наблюдались три разные формы продолжения или завершения посвящения: 1) посвящённый после исцеления от ран непосредственно возвращался домой и женился; 2) он оставлся жить в лесу, в избушке или шалаше, на более продолжительный срок, исчисляющийся месяцами и даже годами; 3) он из лесной избушки переходил в так называемый "мужской дом".

Обычно все посвящённые юноши были объединены в тайный союз. И "мужской дом" являлся центром сборищ этого союза. В доме хранились святыни племени, и доступ к этому дому под страхом смерти был запрещён женщинам и непосвящённым (обычно дом был обнесён оградой, увенчанной человеческими черепами). Участие в тайном союзе зависело от приобретения каждым мальчиком личного духа-покровителя. Все члены союза называли друг друга братьями. Мужская коммуна жила исключительно охотой. Иногда вырабатывалась своеобразная монополия на охоту. Только посвящённые члены союза имели право охотиться. Они же часто присваивали себе право разбоя или по отношению к соседнему племени, или, гораздо чаще, по отношению к своему собственному [4].


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В греческих мистериях посвящаемый обмазывался белой глиной, гипсом или намазывался мёдом и обсыпался мукой. Белый цвет есть цвет смерти. Белый цвет есть также цвет потусторонних существ. Поэтому привидения представляются белыми (бледными). Ср. также апокалиптического "коня бледного" (Откр. 6:8) и всадника на нём, "имя которому смерть".

[2] В новгородской сказке мальчика отдают в науку "дедушке лесовому". Его дочери топят печь. "Дед и бросил мальчика в печь - там он всяко вертелся. Дед вынул его из печки и спрашивает: "Чего знаешь ли?" - "Нет, ничего не знаю". (Так повторяется трижды; печь между тем накаляется докрасна.) "Ну, теперь научился ли чему? " - "Больше твоего знаю, дедушко", - ответил мальчик. Ученье окончено, дед лесовой и заказал батьку, чтоб он приходил за сыном".

[3] Молодые люди, вступавшие в половую связь до посвящения, подвергались суровым наказаниям, вплоть до смертной казни.

[4] Грабёж, особенно угон скота, уподобляет членов братства хищникам.
Tags: ИСС, инициация
Subscribe

  • Аза.

    Была у меня собака. И не стало её. Умерла. Такова судьба всех живых существ: что однажды родилось, то когда-нибудь непременно умрёт. Если было…

  • Обыкновенное чудо.

    На днях я случайно увидел афоризм, который сразу же запечатлелся в моём сознании: " Когда ты в лесу, ты становишься частью леса. Попал под…

  • Полинезийцы: борцы со временем.

    Википедия в статье " Полинезийцы" сообщает: " Аристократы Полинезии заучивали на память и помнили по 20-30 поколений своих предков. К…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments