Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Муки нового рождения (3)

Некоторые психологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К посвящаемым юношам во время инициации применялись все те табу, которые до этого применялись только к женщинам в период менструации.

Как считает М. Ф. Эшли-Монтегю, мужчины однажды заметили, что женщины избавляются от "дурной крови" при менструациях, и они попробовали их имитировать, нанеся рану мужским гениталиям, которая должна была сделать мужской половой орган похожим на женский. Таково происхождение и таков первоначальный смысл обряда обрезания мальчиков.

В Австралии вслед за обрезанием, осуществляемым в обряде посвящения, с некоторым интервалом - 5-6 недель у племени арунта, 2-3 года у караджери - следует ещё одна операция - подрезание (subincision) полового органа, то есть рассечение нижней части пениса, в результате чего в уретре образуется постоянная щель. И. Винтхойс указывает, что цель этой операции - символическое придание посвящаемому женского полового органа. Также У. Е. Рот отмечал, что в Центральном Квинсленде (Австралия) племена питта-питта и боу-биа уподобляли рану, полученную посвящаемым при рассечении полового органа, женскому половому органу и называли неофита, прошедшего эту операцию, "тот, у кого есть женский половой орган" (Элиаде М. Тайные общества. - М., 2002, с. 74). Кровь для совершения религиозных церемоний аборигены брали именно из своих мужских "влагалищ"; они вновь вскрывали свои старые раны и заставляли их кровоточить. Эта кровь из отверстия у основания пениса являлась эквивалентом менструальной крови женского влагалища.

0113_8_insane_male_rites_of_passages__2
Подрезание (субинцизия) у австралийских аборигенов Мардуджара. Один из старейшин сидит на груди мальчика и держит его пенис. На церемонии присутствуют певцы и плакальщики. Небольшой деревянный стержень вставляется в уретру в качестве подложки для ножа. Ножом делается разрез с нижней стороны пениса от уздечки до мошонки.После субинцизии мальчик некоторое время стоит над огнем, чтобы кровь капала на него. Теперь мальчику придется приседать во время мочеиспускания, как это делают женщины, потому что моча будет выходить через основание пениса, не доходя до уретры.

Мы не в состоянии предпринять здесь такой исторический анализ, который бы позволил нам прояснить все взаимосвязи между девичьими и юношескими типами инициации; но давайте, по крайней мере, выделим те характерные черты, что явлются общими для этих тайных церемоний.

1. Повсюду таинство начинается с отделения неофита от его семьи и "уединения" в лесу. Уже в этом просматривается символизм смерти: лес и темнота символизируют "потустороннее", Мир Теней.

лес

2. Как правило, для инициации в лесу имеется хижина или землянка (иногда пещера), которая символизирует материнское лоно. Ритуальная "смерть" неофита в хижине означает регрессию до зародышевого состояния, но это следует понимать не только с точки зрения человеческой физиологии, а также, и причём, главным образом, в космическом отношении. Зародышевое состояние эквивалентно временн0й регрессии в "виртуальный" или до-космический образ существования, предшествующий "рассвету первого дня". Регрессия неофита до пренатального состояния предназначена для того, чтобы сделать его современником Сотворения мира. Теперь он живёт не в материальном лоне, как было до его биологического рождения, а в космической "Ночи" в ожидании "рассвета", то есть Сотворения мира. Чтобы стать новым человеком, он должен "умереть" и заново пережить космогонию.

3. На символизм смерти при инициации проливают свет и другие ритуалы. У некоторых народов неофитов хоронят и укладывают в свежевырытые могилы. Их или укрывают ветвями, и они лежат неподвижно, как мёртвые; или натирают белым порошком, чтобы они выглядели как привидения.

привидения

4. Кроме особых операций - таких как обрезание и подрезание - не говоря уже об инициирующих увечьях (удаление зубов, ампутация пальцев и тому подобное), есть и другие внешние признаки смерти и воскрешения, такие как татуировки и надрезы. Что же касается символизма мистического возрождения, он проявляется во многих формах. Неофитам дают новые имена, которые в дальнейшем будут их настоящими именами. Сразу же после инициации их кормят, как младенцев (ср. Мр. 5:43), водят за руку и во всём учат как себя вести, будто бы они маленькие дети (ср. Мф. 18:3). В лесу они обычно обучаются новому языку или, по крайней мере, тайным словам, известным лишь посвящённым.

В Конго и на Кот Лоанго мальчикам от 10 до 12 лет дают питьё, выпив которое, они теряют сознание. Тогда их относят в джунгли, чтобы сделать обрезание. Бастиан рассказывает, что их "хоронят в доме идолов", и, пробуждаясь, они не помнят прежнюю жизнь. Во время пребывания в джунглях их раскрашивают белой краской (несомненное указание на то, что они стали "тенями"), посвящают в тайные традиции племени и обучают новому языку.

Отметим некоторые характерные моменты: смерть, символизируемая потерей сознания, обрезанием и захоронением; забвение прошлого, приравнивание новообращённых к теням, обучение новому языку. Каждый из этих мотивов можно найти в многочисленных обрядах взросления - в Африке, Океании и Америке. Не имея возможности перечислить все примеры, напомним несколько случаев забвения неофитами жизни, предшествующей посвящению. В Либерии, когда неофиты, якобы убитые лесным духом, воскресают к новой жизни, их татуируют и дают им новое имя, чтобы они полностью забыли свою прошлую жизнь. Они не узнают больше свою семью и друзей, они даже не помнят собственного имени и ведут себя так, как будто забыли элементарные правила поведения, например, как надо умываться. Посвящённые в некоторые тайные общества Судана забывают свой родной язык. Чтобы пришло новое, старое должно уйти, освободить занимаемое место. Человек, каким он был до инициации, должен умереть, чтобы родился новый, духовный человек, - вот главный принцип посвящения, как его видели древние.

Посвящение (инициация) представляет собой наиболее значительный феномен в истории религии и культуры. В первобытных обществах обряды посвящения относятся к разряду самых важных религиозных праздненств. Именно в результате посвящения в традиционных обществах человек становится таким, каким он должен быть, - существом, открытым жизни духа. Но этим актом не только закладывается духовная жизнь индивидуума в современном значении термина "религия", - им определяется вся его жизнь целиком. Можно сказать, что именно посвящение даёт подроствам статус человека в полном смысле этого слова. В традиционных обществах мальчик, не прошедший посвящения, сколько бы ему ни было лет, не считается мужчиной и человеком, навсегда оставаясь жить с детьми и животными [1]. Таким образом, посвящение составляет решающий опыт в жизни каждого индивидуума, принадлежащего к до-современному (традиционному) обществу: это фундаментальный экзистенциальный опыт.

Будучи важнейшей особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Все "эзотерические" организации современного мира не содержат подлинных обрядов инициации. Ритуал инициации сохранился до наших дней лишь в самых труднодоступных районах Центральной Австралии и Новой Гвинеи, в джунглях Амазонки и африканских саваннах. При этом каждая первобытная община обладает собственным собранием мистических практик, что делает обряд инициации в каждом отдельном племени уникальным и неповторимым. Однако в целом все обряды следуют основной символической модели (паттерну), что и позволяет нам реконструировать и реанимировать древние схемы посвящений.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В арийской иерархии отличие высших каст от низших состояло в основном во "втором рождении". Арья в отличие от шудры (слуги) был двиджа - "дважды рождённый". И показательно, что в Манавадхармашастре (11,172) утверждается, что брахман, не прошедший инициацию, ничем не отличается от шудры.




Tags: инициация, менструация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments