Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Эпифания

Слово Επιφάνια (эпифания) первоначально использовалось применительно к явлениям языческих богов. Например, в древней Греции были известны эпифании Диониса. Дионис мог являться в образе своего жертвенного животного - оленёнка. Но оленёнок — не единственная териоморфная ипостась бога. Дионис был почитаем и как козлёнок, и как бык, и как лев.

Э. Тремер обратил внимание на ту особенность культа Диониса, что в нём сам бог является в облике своего жертвенного животного. С этим наблюдением М. Нильссон связывает такое своё заключение: «Разрывание на куски бога, являющегося в виде зверя, и поедание сырыми частей тела зверя предстают перед нами как явный пример сакрального обряда, посредством которого человек воспринимал силу божества и телесно приобщался к ней».

В культе Диониса его поклонницы - менады (или вакханки) разрывали на куски явившегося им бога и "причащались" его сырым мясом, таким образом инкорпорируя его в свой круг. Эта инкорпорация божества и является основным смыслом любого религиозного ритуала. Собственно, хоровод первоначально для того и устраивался, чтобы в его центре "явился" бог. Бог не является "просто так"; для богоявления (эпифании) необходимо создать соответствующие условия, необходимо прежде всего настроить поклонников на особую волну, изменить их сознание. Для этого и существует ритуал в виде хоровода или танца.

Вот описание африканского ритуала, посвящённого поклонению клановому божеству, являющемуся поклонникам в облике шакала:

"Танец начался (как и большинство других) с медленного ритмичного пения. Колдун вёл это пение, и хор отвечал ему, что было очень похоже на церковную службу. Члены племени, образовав круг, пили какое-то варево, приготовленное колдуном, и, по мере того, как они поглощали напиток, ритм барабана становился всё быстрее. Неожиданно из тишины джунглей донёсся отдалённый вой шакала. Темп напева возрос, голоса поднялись до резкого крика и, перейдя в дикий вопль, похожий на вой шакала, вдруг оборвались.

Нгомбо (колдун) начал медленный танец. На голове его была укреплена морда шакала, а на плечах висели шакальи шкуры, тело было изукрашено белыми полосами, рёбра также подчёркнуты белой краской. Танец всё ускорялся, и вот нгомбо завёл песню, похожую на заклинание. Пение закончилось пронзительным криком, похожим на крик шакала; в ответ из леса раздались завывания, принадлежавшие, по-видимому, людям. Голоса выступали один за другим, и вся ночь наполнилась этими дикими воплями. Вой шакалов приближался и становился всё громче. Наконец в нём можно было отчётливо различить визг женщин и рычание мужчин. Возбуждение нарастало.

В круг вошли несколько мужчин и женщин, начавших новый танец. <...> Они рычали, бросались друг на друга и в конце перешли на четвереньки и стали, как животные, обнюхивать друг друга. Вдруг что-то тёмное влетело в их круг - сначала я подумал, что это кто-нибудь из танцоров, но потом понял, что это настоящий шакал. Он бегал среди танцующих, рыча и кидаясь на них. Всё это закончилось дикой оргией" (цит. по: Фёдоров В. Тайны вуду и шаманизма. - М., 2003, с. 45-46).

Не здесь ли ключ к разгадке таинственных слов Геродота в его описании древнего Египта: "В мои времена Мендес был свидетелем чуда: козёл публично совокуплялся с женщиной, и об этом было известно всем горожанам". Мы знаем, что Дионис являлся иногда в образе козла. В принципе, в египетском Мендесе могло быть так же, как и в африканской саванне.

Вообще, духи и боги, как правило, являются в образе диких животных. Часто шаманы во время танца надевают специальные маски и кожаные наряды, чтобы тем самым подчеркнуть глубину своего слияния с наделяющими их силой животными. Исследовали древнейшей культуры американских индейцев часто говорят о настоящей "одержимости ягуаром". Но откуда взялась эта одердимось? В алтарной нише Ла-Венты можно увидеть женщину в короткой юбке. Над нишей и женщиной изображена морда ягуара. А на каменном памятнике, который Мэтью Стирлинг нашёл в Пуэрто-Нуэво, сцена, лишь намёком переданная в Ла-Венте, воспроизведена совершенно недвусмысленно: это - соитие женщины с ягуаром. От связи (цит. по: Щербаков В. Всё об Атлантиде. - М., 1990, с. 39). От связи божественного ягуара со смертной женщиной и возникло, согласно легенде, могучее племя героев, сыновей небес и земли, полубожественных строителей Ла-Венты, возник удивительный народ, не похожий на остальные. То были люди и одновременно ягуары: «Ягуарьи индейцы». (М. Стингл: «Тайны индейских пирамид»).

Именно отсюда пошло представление о том, что инфернальные браки дают человечеству величайших гениев, например, таких, как Александр Македонский (его мать Олимпия играла со змеями) или волшевник Мерлин. "Вышние силы входили в тела человеков - отчего и рождались герои", - просто объясняет Сервий, толковник Вергилия. "Сильные, издревле славные люди", "исполины" книги Бытия (6:4), - не эти ли "герои", "полубоги"?

Не имеет никакого смысла обсуждать, как именно происходило таинство соединения с божествами, являвшимися в виде козла или ягуара. Конечно, можно представить это себе грубо-карикатурно, как акт скотоложества. Однако возьмём для примера средневековых ведьм, которые летали на Лысую гору для совокуплений с Князем тьмы. Они использовали особую мазь для полёта. Во-первых, это яды типа вытяжки из ядовитого болотного аконита и перетёртых частей крысиных или человеческих мёртвых тел (содержащие трупный яд). Вторым компонентом мази были вытяжки из галлюциногенных растений (мандрагоры и белены, легко всасывающиеся через кожу. Задачей ядов было временное "убийство" человеческой души. Они должны были распахнуть душу для воздействия иных сил, чужой души... Известно, что в состоянии одержимости сознание самого медиума "выключается", а его душой и телом овладевает дух или бог. Если медиум "теряет" себя в трансе, - это значит, что дух овладел им и скачет на нём верхом. В эпоху Возрождения в Европе таких одержимых девушек называли "кобылицами дьявола".





Tags: шаманизм, язычество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О ёлочных игрушках.

    В начале XX века крестьянин из Кимбо (Kymbo, Västergötland, Швеция) нашёл в земле антропоморфную фигурку высотой всего 3.4 см. Он хранил её…

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments