Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Что век грядущий нам готовит?

Ну, прежде всего, грядёт глобальный экологический кризис. Цыфирь я тут приводить не буду, - и так ясно: современная технологическая цивилизация не имеет никаких "тормозов". Люди ни в чём не желают ограничивать себя, и потребление нарастает в геометрической прогрессии. Все хотят быть если не миллиардерами, то, "на худой конец", миллионерами. Представьте себе 7 миллиардов миллионеров на Земле. Да они, как саранча, за неделю сожрут всё живое.

Несколько лет назад я смотрел документальный фильм про древних жителей острова Пасхи в Тихом океане. Когда туда приплыли первые люди, там были райские условия, там жили огромные птицы с нежнейшим мясом, которые не умели летать и которые даже не убегали от человека. Просто подходи, отрубай голову  и кушай шашлык всю неделю. Кончилось всё это тем, что аборигены перебили всех птиц, вырубили все деревья, так что даже лодку для рыбалки в море не из чего было построить, - и наступил голод, а вместе с ним завелись и грабежи, и преступления, и межклановые "разборки", так как "никто не хотел умирать". Так вот, остров Пасхи - это уменьшенная копия современной цивилизации. В наше время люди ведут себя точно так же, как древние островитяне. И спасает их (до поры, до времени) только то, что Земля - по сравнению с островом Пасхи - очень большая. Но финал будет тот же самый: голод, войны и Ниагарский водопад преступлений.

По-видимому, расцветёт рабовладение и работорговля. Прав С. Кара-Мурза в своём вскользь сделанном замечании: "... о рабстве надо говорить особо, ибо оно грядёт в XXI веке, вопреки истмату" ("Советская Россия", 27.02.1997). Ради сохранения своей, уже раньше сложившейся, системы ценностей люди будут готовы поддержать самые радикальные и антигуманные меры. Если смысл жизни для них будет заключаться в комфорте, - что ж, ради этого можно пожертвовать и детьми (абортами устраняя угрозу своему материальному благополучию), и стариками (умерщвляя путём эвтаназии тех людей, общение с которыми не приносит удовольствия), и просто иноплеменниками (оставляя в нищете и голоде большинство землян). И конечно, они будут поддерживать всякого рода "превентивные" и "гибридные" войны, чтобы сохранить любезный их сердцу и желудку "новый мировой порядок" [1].

Нельзя исключить возможности всемирного экономического краха, что неизбежно приведёт к хаосу и неразберихе. А в такой обстановке обязательно появятся новые "гитлеры". Маленькие "гитлеры" уже среди нас, и они множатся как тараканы, их становится всё больше, и это - знамение времени, что где-то впереди маячит закат человечества. Как и всякий живой организм, человеческая цивилизация имеет своё начало и конец. Ведь и Солнце когда-нибудь погаснет. Так и человечество придёт к своему концу, и, возможно, оно в жестокой борьбе за выживание истребит в себе всё самое лучшее и обратится в стаю голодных "гитлеров", пожирающих друг друга... Нам грозит опасность вновь превратиться в животных, ибо мы, собственно говоря, никогда не перестаём ими быть. С людоедством покончено, однако оно в любой момент может опять появиться.

Люди духовно чувствительные предвидели это ещё 100 лет назад. Вот, например, что написал Дмитрий Мережковский в 1895 году в своём стихотворении "Пустая чаша":

"Отцы и дети, в играх шумных
Всё истощили вы до дна,
Не берегли в пирах безумных
Вы драгоценного вина.
Но хмель прошёл... Слепой отваги
Потух огонь, и кубок пуст.
И вашим детям каплей влаги
Не омочить горячих уст.
Последним ароматом чаши -
Лишь тенью тени мы живём,
И в страхе думаем о том,
Чем будут жить потомки наши".

По современным расчётам, самоподдержание биосферы естественным путём было нарушено уже в начале XX века, и нынешний мировой кризис, по существу, представляет собой катастрофически наростающий процесс замещения биосферы техносферой [2]. Он может закончиться эффектом опрокидывающегося айсберга уже к середине XXI века.

Дж. Форрестер, Д.-Х. Медоуз и Д.-Л. Медоуз ещё в 1972 году на основе компьютерных моделей, анализирующих развитие по пяти параметрам - рост народонаселения планеты и объёма промышленного производства, потребление продуктов питания и природных ресурсов и рост уровня загрязнения среды обитания технологическими отходами, - сделали чётний вывод: если количественный рост этих пяти факторов не прекратится, то к концу XXI века цивилизацию постигнет коллапс.

По подсчётам Н. С. Кардашева, при современных темпах технологического развития через 1500 лет потребляемая человечеством энергия должна превзойти мощность излучения Галактики, потребление вещества через 2000 лет составит по массе около 10 миллионов галактик, объём информации в битах тогда же превысит число атомов во Вселенной! - Абсурд? - Абсурдна сама наша технологическая цивилизация. Кстати, никаких подобных технологических сверхцивилизаций не обнаружено; если бы они были в нашей Галактике, то были бы заметны следы их жизнедеятельности. Отсутствие подобных следов говорит лишь об одном: срок жизни технологической цивилизации очень краток по космическим меркам, и такие цивилизации-"однодневки" либо гибнут в собственных испражнениях, либо на каком-то этапе переходят в "иную плоскость" развития, как это показано в фильме "Прекрасная, зелёная".



Невозможность экстраполяции на будущее современных темпов развития цивилизации говорит о том, что эти темпы в ближайшем будущем должны сильно замедлиться. У меня есть подозрение, что из нынешнего мирового кризиса человечество уже не выйдет, он станет "хроническим" и "неизлечимым". Нашу эпоху Н. Бердяев удачно обозначил как начало Нового Средневековья. Либерализм, демократия, парламентаризм, конституционализм, юридический формализм, гуманистическая мораль, рационалистическая и эмпирическая философия - всё это порождения индивидуалистического духа, гуманистического самоутверждения, и все они отживают, теряют прежнее значение. Рациональный день "новой" истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Это чувствуют наиболее чуткие люди [3].

Итак, мы вошли в мрачную ночную эпоху. К началу XXI века стало очевидно, что без Человека (с большой буквы), без его духовно-нравственного взлёта, погибнет само человечество. И погибнет оно от самим им же порождённого: искусственная среда обитания человека вступила в безысходный антагонизм в Природой. Причём нет никаких оснований для розового исторического оптимизма. Христианство ему не научает. Как говорит диакон Андрей Кураев, христианство - едва ли не единственное мировоззрение на Земле, которое убеждено в неизбежности своего собственного исторического поражения. Христианство возвестило одну из самых мрачных эсхатологий: оно предупредило, что в конце концов силам зла будет "дано... вести войну со святыми и победить их" (Откр. 13:7). Так что в перспективе земной истории - не всемирно-историческое торжество Евангелия, но всемирное владычество Антихриста [4]. Историческая драма сыграна [5], и остался один эпилог.

Из всего этого можно со всей уверенностью сделать логический вывод, что этот мир, если в нём не произойдёт радикального изменения, которое перевернёт естественный сегодня ход вещей [6], должен неизбежно прийти к трагическому финалу, причём это должно случитья в самом ближайшем времени. Современный мир достиг критической стадии своего развития, и неизбежна его тотальная трансформация.

Собственно, у нынешнего человечества есть только один выбор: либо умерить свои аппетиты и жить в гармонии с Природой, признав, что все остальные существа, населяющие Землю, являются такими же землянами, как и мы, и имеют такие же права на Землю, либо мы исчезнем с лица Земли.

Лично я глубоко сомневаюсь, что в скором времени произойдёт такая переоценка ценностей и появится новое мышление [7]. Можно провести мысленный эксперимент. Допустим, некие экологи с цифрами на руках доказывают неким горожанам, что дальше "так жить нельзя", что надо на их город одеть стеклянный колпак и чтоб они жили "под колпаком". Тогда им придётся прекратить пользоваться своими чадящими автомобилями, потому что все выхлопные газы от них остаются под колпаком и никуда не рассеиваются. Им придётся срочно остановить все заводы с трубами, прекратить жечь костры и т. п. Согласятся ли они на такие жертвы? - Нет, они скорее экологов порвут на куски, как Тузик - грелку. Чтобы чиновник ездил на велосипеде, - да ни в жисть не поверю!

Впрочем, может быть менталитет людей поменяется вынужденно, в результате каких-то небывалых катастроф - тотальной ядерной войны, к примеру, всобщего голода и пандемий. Мир ныне в таком состоянии, что только глобальные катастрофы типа всемирного потопа отрезвят род Адамов. Выжившие станут ценить Природу, как выжившие в ленинградской блокаде ценили крошки хлеба. Так уж устроен человек: будучи в раю, он не ценил своего счастья, и только оказавшись изгнанным из рая на земле, на этой "юдоли печали и плача", среди пустынь, ледников и диких зверей, стал посыпать голову пеплом и молить Бога о прощении грехов.

Однако такая перспектива покаяния через катастрофы, по сути, ничем не отличается от перспективы Армагеддона.

В конечном итоге, Армагеддон есть наказание за глупость. В этом мире уже давно глупость не наказывается, и ещё Эразм Роттердамский писал "Похвалу Глупости". Во время сталинских репрессий чекисты уничтожали "троцкистов", "оппортунистов", правых и левых "уклонистов", и только одну категорию населения никогда не трогали - дураков. Дураки были "кастой неприкасаемых". Умные писатели, учёные, режиссёры сидели по тюрьмам, а дураки сидели по домам. И плодили потомков. Ну и если дойдёт до выбора между Христом и Антихристом, - кого выберут эти потомки? Вопрос, конечно, риторический. Если 2000 лет назад иудеи выбрали разбойника Варраву вместо Христа, то неужели ныне наши современники иначе выберут?

Исторический процесс вообще имеет двойственный характер. В нём постоянно борются и возрастают две противоположные тенденции. Один поток идёт ко Христу, другой - к Антихристу. Так вот, поток ко Христу последние века всё уменьшался, пока не превратился в мелкий ручеёк к концу XX века. А ныне он и вовсе пересыхает. И вместе с этим ручейком кончается история человечества.

Одна из основных интуиций Библии - восприятие истории как священного пространства, где встречаются и ведут диалог Бог и человек. Если же история не может исполнить этого своего назначения - она кончается. История кончается тогда, когда прекращается движение к Смыслу. Если мир не стремится за свои пределы (трансцендирование) - он гниёт, разлагается и умирает. Как раз об этом я недавно перепостил статью "Диагноз болезни современного общества: отсутствие смысла жизни".

Продолжение см. в статье Чёрное Солнце

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Новый мировой порядок" - это предсказанное св. Писанием общество, в котором уже невозможно жить по-христиански, да и по-человечески. "Новым мировым порядком" надо считать создание такого строя, когда одновременно с "низами" криминализованы и "верхи" - государственные органы, бюрократические учреждения и крупный капитал. При этом практически каждая семья оказывается в неизбежном прямом контакте с преступным миром, втягивается в этот "порядок" в двух ипостасях - или жертвы, или преступника.

[2] Гуманистическая гипотеза о смене биосферы ноосферой, представленная у Вернадского, Ле Руа и Тейара де Шардена, не верна. Ноосфера уже существует, вернее, со-существует с биосферой.

[3] О грядущем мировом кризисе говорили Шпенглер, Кайзерлинг, Шпанн, Т. Лессинг, Г. Ферреро, Р. Виппер - все люди очень разных мировоззрений.

[4] Грядущее второе пришествие Христа во славе, строго говоря, не завершает земную историю человечества, а открывает иной эон бытия.

[5] Потому-то и нет ныне на мировой политической сцене великих "игроков".

[6] "Естественный" этот порядок только с точки зрения раковой опухоли под названием "технологическая цивилизация", которая пожирает всё вокруг себя и раздувается, тогда как весь остальной животный мир вымирает; с космической же точки зрения, с точки зрения биосферы Земли, этот порядок явно "противоестественный".

[7] Не "липовое", горбачёвское "новое мЫшление", а космическое мышление, когда люди смотрят на всё с космической точки зрения, а не с узко-племенной: "лишь бы нам хорошо жилось, а все остальные пусть сдохнут".


Tags: историософия, конец света
Subscribe

  • три типа любви

    Понравилось, как intuit_school представила " три типа любви". 1. Инфантильная любовь. "БРАТЬ" 95% всего, что…

  • О любви к дальнему.

    natalija_khaf в своей записи Чуток о любви к дальнему задаётся вопросом: " Известен призыв Фридриха Ницше любить не ближнего, а…

  • Любовь - это миф.

    Что такое любовь? Любовь - это миф. Миф в первоначальном смысле этого слова, по Лосеву. " Миф есть для мифологического сознания наивысшая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments