Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Государство и интеллигенция: Цербер и Психея.

Цербер и Психея
Японский художник Kinuko Craft (1940) "Цербер и Психея".

Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это адское чудовище - Цербер - Радищев использовал как аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя.

За эту книгу Радищев был арестован и приговорён к смертной казни с заменой каторжной тюрьмой. Также был арестован и заключён в Петропавловскую крепость видный деятель русского просвещения XVIII века масон Новиков, человек очень умеренных политических взглядов. Первые русские историки - митрополит Сибирский Игнатий Римский-Корсаков и монах Сильвестр Медведев - поплатились жизнью за описание древней жизни: Игнатий Римский-Корсаков был объявлен сумасшедшим и кончил свои дни в темнице, а Сильвестра Медведева казнили как опасного государственного преступника на Лобном месте в Москве. Автора "Философических писем" Чаадаева государство Российское объявило сумасшедшим и он был подвергнут унизительному медицинскому освидетельствованию.

Так было встречено появление русской интеллигенции имперским бюрократическим аппаратом. "Нам умные люди не нужны, - как бы говорили российские чиновники, - нам верноподданные нужны". Эпоха царствования Николая I явилась самым мрачным временем для русской интеллигенции. И именно при Николае I русская интеллигенция окончательно оформилась в антиправительственный и антигосударственный тип. Она всегда будет говорить про себя "мы", а про государство, про власть - "они".

Таким образом, в российском обществе произошёл раскол между интеллигенцией и бюрократией. Интеллигенция пошла в народ с просветительскими целями, бесплатно работая в земствах учителями и врачами. А бюрократия всячески оберегала народ от просвещения, опасаясь, "как бы чего не вышло". Если вспомнить, что в силу Духовного регламента Петра I и указами 1787-го и 1808 годов печатание книг духовного содержания было предоставлено исключительно святейшему Синоду и что Синодом за этот период была издана всего лишь одна (!) книга - "Добротолюбие" (в 1783 году), - то мы убедимся, что православный читатель в православном государстве был фактически лишён духовной литературы. Лишь благодаря опять же интеллигенту И. В. Киреевскому началось в России печатание книг духовного содержания, причём издания делались большей частью на его же средства.

Вот такая грустная история... В принципе, противостояние между интеллигенцией и бюрократией продолжилось и в СССР. Тогда это было диссидентское движение, "Самиздат". Ну а ныне вместо диссидентов - блогеры.

Tags: бюрократия, государство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments