Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Почему не едят яблоки до Яблочного Спаса?

Обрезание завершает обряд инициации и является одним из видов магического отверзания, которому предшествует воздержание, так же как отверзанию глаз предшествует искусственная слепота, а отверзанию уст предшествует немота.

В связи с этим вспомнил я о том, что по православной благочестивой традиции яблоки не едят до Яблочного Спаса, то есть до праздника Преображения Господня 19 августа. Именно на это время приходится многодневный Успенский пост (14-27 августа) – почти такое же строгий, как и Великий пост. Великий пост завершается воскресением и вознесением Иисуса Христа, а Успенский пост - успением Богородицы, которая после смерти также вознеслась на Небо [1]. То есть в обоих случаях духовным торжествам предшествует многодневные постные скорби. Очевидно, что эти скорби соответствуют страстям Иисуса Христа и Его Матери. В принципе, Великий и Успенский посты можно было бы назвать "малыми инициациями", так как они, в целом, повторяют паттерн инициатического умирания и рождения в новом качестве. Здесь, на символическом уровне, вновь повторяется история с райскими яблоками. Только там, в раю, первые люди не смогли поститься (а запрет на вкушение плодов с древа познания можно считать как первый пост), и были низвергнуты на землю за своё невоздержание; здесь же происходит диаметрально противоположная картина восхождения на Небеса. Эта связь между постом и духовным восхождением раньше чувствовалась острее, чем сейчас. Поэтому в церковном уставе существовало даже наказание (епитимья) для тех, кто ел виноград и яблоки до праздника [2].

Конечно, это всё не является плодом "придумки" какого-либо одного человека либо даже группы лиц. (Раньше в СССР любили говорить, что "религию придумали попы".)  «Аще не умрет, не оживет» - это жило задолго до христианства. Языческая Тропа мёртвых во многих отношениях совпадает с христианским Путём спасения. Древние мистерии повторятся в Голгофской мистерии Иисуса Христа, завершившейся Его востресением. На Пасху в Церкви поют хором:

"Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ,
И сущим во гробех
Живот (жизнь) даровав..."

Христос не воскрес бы в конце, если бы не постился 40 дней в начале. И запрет вкушать яблоки до Яблочного спаса есть лишь один из шагов по Пути спасения. Есть и другие подобные шаги: не кушать мёда до Медового Спаса (14 августа), не кушать орехов до Орехового Спаса (29 августа). Собственно, вот с таких малых шагов и начинается шествие по Пути спасения. Где-то я читал - не помню - потрясающее по "змеиной" мудрости и "голубиной" простоте высказывание: нельзя, мол, наедаться досыта, - надо место для Святого Духа оставлять. Воздержание от употребления яблок до Яблочного Спаса - имеет тот же смысл. Христоверы ("хлысты") любили повторять: "Кто есть один раз в день - тот ангел, кто два раза - человек, кто три раза - свинья, а кто четыре раза - сатана". И даже Карлсон раздражённо воскликнул, когда Малыш предложил ему колбасу из холодильника: "Э-э-эх, попадёшь к вам в дом - научишься есть всякую гадость!"

Малыш и Карлсон


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] …когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? — Димитрий Ростовский. "Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии".

Рафаэль Санти. Вознесение Богородицы

[2] Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.


Tags: аскеза, инициация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments