Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

ХОРОВОД - ИНИЦИАТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ СМЕРТИ И НОВОГО РОЖДЕНИЯ.

Славянским аналогом кельтских фей являются русалки. Как воплощение огня, русалка пронизана светом. Её волосы золотятся, её глаза горят и сверкают. Она может обернуться огненно-рыжей белкой, зверьком Перуна, олицетворяющим молнию. Она живёт в неустанном движении, плещется в волнах, носится в рощах и полях, катается на ветвях деревьев, играет, поёт, танцует в темноте ночи. «Игрищами» называются прибрежные луговинки, где русалки водят свои хороводы. В древности у древних славян имелось поверье, что если русалки возьмут ребёнка в свой хоровод, они могут затанцевать его до смерти.

Я вспомнил об этом, когда увидел на YouTube видеоролик "Спираль смерти"

Случается, что один или небольшая группа муравьёв начинает, совершенно беспричинно, бегать по замкнутому кругу, постепенно вовлекая в свой бесконечный цикл всё больше и больше своих сородичей. Муравьи продолжают свой бег до тех пор пока не упадут замертво и карусель смерти продолжает своё вращение до полного истощения своих участников, оставляя да собой полчища погибших муравьёв.

В 1921 году американский путешественник Уильям Биб в своей книге «Край джунглей» описал увиденный им в Гайане круг муравьёв-эцитонов диаметром около 365 метров, в котором каждый из муравьёв совершал полный цикл за 2,5 часа.

Этота спираль смерти просуществовала 2 дня, усеивая почву под собой мёртвыми телами, пока небольшая группа рабочих муравьёв случайно не отделилась от общего движения и не увела за собой оставшихся в живых.

Этот муравьиный круг напоминает обход Каабы мусульманами во время хаджа.


Кстати, во время хаджа чуть ли не ежегодно погибает большое количество паломников.
1990 год — в пешеходном тоннеле в Мекке раздавили 1426 человек. Причина — отключение электричества. В темноте два встречных потока людей столкнулись. После этого был построен второй тоннель - для входа и выхода.
1994 год — во время ритуала побивания сатаны в давке погибли 270 паломников.
1997 год — при пожаре в палаточном городке в долине Мина сгорели 343 паломника, еще 1500 получили ожоги.Через год, выполняя ритуал побивания, погибли 118 паломников и 180 были ранены.
2001 год — на мосту Джамарат погибли 35 паломников.
2002 год — более 200 паломников умерли во время хаджа. Правда, по заявлению властей, их смерть настала не в результате давки, а от физического истощения, старости и болезней.
2003 год — в толпе раздавили 14 человек.
2004 год — 1 февраля погибли 244 человека, столько же получили ранения. После хаджа мост Джамарат был модернизирован. Бетонное ограждение моста покрыли каучуком, чтобы свести к минимуму травмы. Власти установили видеокамеры, отслеживающие поток паломников, чтобы службы могли оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Однако принятые меры не помогли.
2005 год — хадж прошел с минимальными потерями - на мосту было задавлено трое паломников.
2006 год — 12 января в давке у моста Джамарат погибли 345 человек, более 1000 получили ранения.

Этот муравьиный круг ещё напоминает и движение звёзд вокруг центра галактики.

В центральной части диска Млечного Пути находится галактическое ядро. Ядро состоит из миллиардов старых звёзд. Сама же центральная часть ядра представляет собой очень массивную область диаметром всего в несколько световых лет, внутри которой, по последним данным астрономических исследований, находится сверхмассивная чёрная дыра, возможно даже несколько чёрных дыр, массами около трёх миллионов Солнц.

Эта сверхмассивная чёрная дыра "пожирает" звёзды в неимоверных количествах. Так что хоровод звёзд вокруг центра Галактики тоже можно назвать "спиралью смерти".

Теперь обратимся к христианству, точнее, к бродячим странникам на Руси, известным под названием "калики перехожие".
http://www.akland.ru/arhiv/gorod/gallery/belov/image_bel/stranniki.jpg

У своих истоков и в первичном значении слова, калики - сказители духовных стихов - это по большей части слепцы, что усиливает сопутствующие им обертоны тайноведения: они - люди, от которых "сокрыто явное", но которым "открыто тайное".

В самых архаических стихах, которые объясняют возникновение калик на Руси и смутно указуют на их высокое (связанное с "тайнами будущего века") призвание, проступают черты некоего своеобразного сообщества, своего рода "ордена". Его нельзя назвать сектой в строгом смысле слова - здесь ещё отсутствуют иерархия, догматика, ритуал и другие типичные черты сформировавшейся конфессии. Скорее сообщество духовных странников выступает как незримая, скрытая (и призванная оставаться таковой "до наступления последних времён") Церковь "истинно верующих", тайная Церковь ап. Иоанна - как постоянно присутствующее, но скрытое от "слепых" (хотя физически и зрячих) откровение Св. Духа. Не случайно в большинстве стихов, повествующих о происхождении калик, они "рукоположены" самим ап. Иоанном Богословом.

Один из самых интересных в этом плане стих - "Сорок калик со каликою", где национальные эпические (былинные) мотивы органически сплетены с гностическими символами. Характерно, что "сорок калик со каликою" здесь не только обессиленные болезнью убогие и нищие: это таящееся, самоумаляющееся до поры до времени могущество [1], которое и заявляет о себе как таковое в начальных строках стиха:

"Из волынца города, из Галича,
Из той же из Корелы из богатыя
Во ту ли пустыню во Данилову
Собиралося, собрунялося
Сорок калик со каликою,
Сорок дородных добрых молодцев.
Собиралися калики на зелёный луг,
Становилися калики на единый круг,
Клюшки-посохи все в землю испотыкали.
Клюшки-посохи те были таволжевые,
Одна клюшка была кипарис-древо.
По сумочке на клюшку исповесили.
Те сумочки были рыта бархата,
Одна сумочка хущатой камки".

Упоминание круга (символа солнца и высшего совершенства), кипариса (символа нетления и Креста животворящего) и "хущатой камки" (парчи - символа просветлённой божественным светом плоти) явственно указует на сакральный характер собрания калик как особого, духоносного апостольства. Став "на единый круг", калики ощущали себя "людьми Божиими", собравшимися вокруг живого "христа". "На зелёном лугу" калики образуют хоровод и совершают мистический танец вокруг "кипарис-древа", то есть вокруг своего "христа". Это и есть тайнодействие Церкви ап. Иоанна.

Ритуальное хождение по кругу часто вполне сознательно опирается на космическую аналогию вращающегося вокруг Полярной звезды звёздного неба, "звёздного хоровода", и это представление лежит в основе старинного уподобления двенадцати апостолов зодиакальным созвездиям. В одном из вариантов стиха "Сорок калик со каликою" шествие калик обладает очевидными чертами астрального шествия, что подчёркивает неземной, сврхъестественный характер их могущества:

"... Шили они подсумки рыта бархата
И шили лапотки из семи шелков Шемаханских;
У них вплетено в лапотиках в пятке-носке
По ясному по камешку самоцветному...
Они день идут по красному по солнышку,
А в ночь идут по самоцветному по камешку..."

Размышления, движущиеся в этом направлении, можно встретить уже в весьма ранних памятниках древнехристианской литературы, например в так называемых "Деяниях Иоанна", одном из наиболее важных из дошедших до нас апокрифических текстов. Интересующий нас эпизод начинается с описания мистического хоровода, устроенного Христом незадолго до распятия. Он приказывает ученикам взяться за руки и стать в круг, а сам встаёт в середину. Затем ученики начинают водить хоровод, а Христос поёт гимн, состоящий из ряда антиномий, в котором есть и такие слова: "Кто не пляшет, свршающегося не разумеет. Аминь".

Этот гимн поётся непосредственно перед арестом Христа, то есть примерно в тот момент, на который в синоптических Евангелиях приходится Тайная вечеря. Примечательно, что хоровод совершается именно во время Тайной вечери. Сакральный смысл хоровода тот же, что и восседание апостолов за круглым столом, - синтез и единение: только на "синоптической" Тайной вечере это происходит в форме причащения плоти и крови Христовых, то есть инкорпорации Господа, а в "апокрифическом" хороводе - в форме движения по кругу, центром которого является Господь. Несмотря на внешнее различие символов, они обладают общей сутью: Христос соединяется со своими учениками, одновременно как бы растворяясь в них и размножаясь на 12 "христов". Эта тесная взаимосвязь передаётся фигурой креста и его центральной точки.

Круг с точкой посредине символизирует зачатие, беременность. И смысл тайной "работы Израилевой" - в экстатическом "совокуплении" с Богом и ощущении в себе биения Иной Жизни. Преп. Симеон Новый Богослов так говорит об этом чуде: "Содержащий всё поселяется внутри человека, и человек становится как бы беременной женщиной... Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога-Слово, как Дева" (цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. - Брюссель, 1982. С.88)

Как известно, у христоверов тайная "работа Израилева" - радение - также совершалась в кругу. Радеющие становились в круг друг за другом и ходили "по-солонь", подпрыгивая в такт песни, "яко корабль в тихом плавании". При этом наставник (наставница) общины или пророк (пророчица) "вертелся" в центре круга. Некоторые в одиночном радении доходили до такой быстроты вращения, что радельная рубаха натягивалась, как парус, и радеющий превращался как бы в белую колонну - Axis Mundi. Один урядник-"хлыст", в пылу экстатической пляски, воскликнул: "Ох, братцы, такая радость, что если бы не потолок, то хватил бы выше звёзд небесных!" (цит. по: Данилин А.Г. "LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости". - М., 2001. С.468). А английский физик Лейтуэйт взвесил быстро вращающийся волчок и получил ошеломляющий результат: оказывается, волчок при быстром вращении ощутимо теряет в весе! Русский астроном А. П. Козырев даже ожидал исчезновения раскрученного им с большой скоростью гироскопа, его "провала" в параллельный мир. Не так ли "вышел из себя" и "провалился" библейский Енох? "... И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:24). Вероятно, Енох "ходил пред Богом" по кругу.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] В толковом словаре Владимира Даля "калика" определяется как "паломник, странник, богатырь во смирении, в убожестве, в богоугодных делах... Калика перехожий - странствующий, нищенствующий богатырь".

Вот зарисовки различных этнографов, наглядно представляющие радения христоверов:









Да, ну и какой же из этого следует вывод?

Хочешь жить - умей вертеться.

Это, конечно, шутка. Но, как говорил А. С. Пушкин, "шутка - ложь, да в ней намёк"...

Вот, без конца можно читать в Интернете жалобы о засильи "кавказцев" и слабости, разобщённости русских. Но ведь у "кавказцев" есть зикр, они "вертятся" и в этом "верчении" обретают единство и духовные силы.

Зикр

А где русские хороводы? Нет их. Они остались в прошлом. А ведь ещё в XIX веке хороводы водили в каждой русской деревне. Остались только картины русских художников как напоминание о былой духовной мощи русского народа.
  http://www.artscroll.ru/Images/2008/k/Kustodiev%20Boris%20Mihaylovich/000642.jpg
Борис Кустодиев. Хоровод. 1912 год


http://artcyclopedia.ru/img/big/006610240.jpg
Алексей Саврасов Хоровод в селе 1873-74 г.г.

Ныне же только в крохотных общинах родноверов можно увидеть хоровод. Например, в общине Родной Веры "Сварга". 23 марта 2013 года община устроила хоровод вокруг Мары, сжигаемой на костре.

()
Tags: инициация, круги на полях, феи, христоверы
Subscribe

  • Утоли моя печали

    К рассказу "Тусклая боль". Иллюстрация А. Мендингера

  • Метаморфозы.

    Дети с попугаем. Взрослые с абсентом. А взрослые, - они же не инопланетяне, не с луны на землю свалились. Они раньше тоже детишками были...…

  • У самого синего моря.

    ... А развалины какого-то античного города вдали на пригорке молчаливо свидетельствуют о том, что много веков назад вот точно так же сидели на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments