Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Суфии. Исламские мистики.

Ислам является ныне второй по численности верующих религией в Российской Федерации после православия. Причём численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счёт мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана.

Более тысячи лет назад киевскому князю Владимиру предстояло сделать выбор между византийским православием, хазарским иудейством и волжско-булгарским исламом. Князь выбрал православие. Но, боюсь, что как бы скоро снова не пришлось делать выбор, на этот раз из трёх версий мусульманства - турецко-суннитский, ирано-шиитский или саудо-ваххабитский ислам.

Мне кажется, в меру моего разумения, что для России лучше всего подошёл бы суфизм. Суфии - они не сунниты, не шииты и не ваххабиты. Суфии есть суфии. Они очень похожи на наших русских христоверов ("хлыстов"). Христоверы были прихожанами своих поместных церковных приходов, но, помимо того, у них были ещё свои общины ("корабли"), возглавляемые "христами" и "богородицами". Точно так же и суфии: с суннитами они - сунниты, с шиитами они - шииты, с православными они - православные, однако они повсюду создают собственные группы (тарикаты). Собственно, именно из-за тарикатов идут постоянные трения между светскими властями и суфийскими муршедами (учителями). Понятно, что для сильной власти суфийские тарикаты никакой угрозы не представляют, но слабая власть панически боится любых неподконтрольных собраний граждан.

Здесь нужно отметить одну очень важную вещь. Религиозная практика суфиев позволяет интегрировать местные обычаи в исламскую традицию. Они не уничтожают исторические памятники, как ваххабиты. (Кстати, если суфиев можно сравнить с христоверами, то ваххабиты - это исламские "протестанты" типа баптистов или адвентистов.) Вот, например, суфийский храм (гунбэй) в городе Линься, Китай.



Ваххабиты взорвали бы такое "чудовищное" переплетение даосской и исламской архитектуры, а суфии считают, что всё нормально. Для суфия главное - воспитание «совершенного человека», который свободен от мирской суеты и сумел возвыситься над негативными качествами своей природы. А формы каменных храмов - это не важно. Как говорили христоверы, "Церковь - не в брёвнах, а в рёбрах".

Роднит суфизм с православием ещё и то, что им присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, а также внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Так, один из основателей суфизма аль-Хасан аль-Басри создал «науку о сердцах и помыслах» (аль-кулуб валь-хаватир) и о человеческих намерениях (ният). Это практически то же самое, что создал св. Нил Сорский. В православном "Добротолюбии" этой "науке о сердцах и помыслах" уделено много внимания и места.

Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю и выполнение всех его указаний; в православии существует подобная практика "старчества".

"Здесь стоит подчеркнуть и ещё одну историческую особенностью суфизма, - пишет Султан Акимбеков в своей статье "Суфийский парадокс". - Хотя в его основе находится внутреннее самосовершенствование в духе античных философов гностиков, которые стремились открыть свой собственный путь к Богу (отсюда происходит и компромисс с местными традициями), в то же время с точки зрения организации суфийские тарикаты не могли не стремиться к материальным благам и политической власти.

И это неудивительно, потому что сама форма организации по системе «учитель – ученики» (муршед – мюриды) приводит к появлению мощных объединений, которые теоретически могли претендовать на собственность и участие во власти.

Поэтому ходжи в Восточном Туркестане победили местных чингизидов не силой мысли или духовного совершенствования, а количеством лояльных мюридов, в числе которых оказалось много выходцев из военного сословия. Аналогичным образом в Алжире суфийский пир Абд аль-Кадир во время войны с французами создал собственное государство на базе своего тариката. Примерно также поступил знаменитый имам Шамиль, с помощью своих мюридов сокрушивший на время мощь традиционной элиты Дагестана.

Суфийские тарикаты создали собственные системы власти в Марокко, где местная династия восходит к одному из суфийских авторитетов. Последний эмир Ливии Идрис, свергнутый 42 года назад тогда еще моложавым Муамаром Каддафи, принадлежал к тарикату сенусийя. Сирийское этническое меньшинство алавитов, из которого происходит семья Асадов, является дальнейшим развитием шиитского суфийского тариката алауийя. Нынешние турецкие умеренные исламисты из Партии справедливости Эрдогана относятся к тарикату нурджулар. У них давние счеты с последователями Ататюрка, который в процессе реформы государственной системы в Турции в 1920-х годах запретил все суфийские тарикаты, которые пользовались большим авторитетом в Османской империи. К сторонникам Эрдогана духовно близок турецкий суфийский мыслитель Фатхуллах Гюлен, идеология которого лежит в основе деятельности системы турецких школ и университета Сулеймана Демиреля в Казахстане.

На постсоветском пространстве суфийские тарикаты кадирийя, накшбандийя и шазилийя активно представлены в Дагестане и Чечне. В Дагестане они контролируют местное управление мусульман и основные исламские учебные заведения и при этом конкурируют друг с другом. Все последние годы они активно боролись с местными «ваххабитами» из числа сторонников «чистого ислама». В частности, в Чечне переход на сторону России муфтия Ахмата Кадырова во многом был связан с ожесточенной борьбой внутри мусульманской общины Чечни между суфиями, в основном из тариката кадирийя, к которым принадлежал и сам Кадыров, и местными «ваххабитами».

Так что суфии бывают разными. Их организационная форма и степень участия в политической жизни тесно связаны с состоянием государственных институтов. Если последние сильные, то суфийские тарикаты занимаются исключительно религиозной практикой, если государство по тем или иным причинам слабеет, то суфии в силу своей сплоченной организации часто становятся политической силой.

Суфии тоже могут быть радикалами. Но обычно это все же происходит в ситуации, когда в том или ином обществе слабеют государственные институты. Тогда суфии становятся зачастую опасной силой. Но если государство сильное, то суфии являются его верной опорой в борьбе против ваххабитов/салафитов, потому что по отношению к последним они являются антиподами.

Надо отметить, что суфийская составляющая в практике ислама как на территории современного Казахстана, так и у некоторых наших соседей, никуда не делась. В конце концов, именно суфийские пиры обосновали возможность использования в исламе местных обычаев и именно с ними связан культ святых. Основные фетвы нашего Духовного управления мусульман против ваххабитов, а в прошлом году еще и против коранитов, выдержаны вполне в суфийском духе. Ранее наши муллы входили в состав САДУМ (Среднеазиатского духовного управления мусульман), где были сильны позиции тариката накшбандийя. Заместитель казахстанского муфтия Алсабеков был в девяностые годы муфтием Чечни, где, как известно, очень много последователей тариката кадирийя.

Такая ситуация вполне логична, потому что основные проблемы для светской власти могут представлять сторонники «чистого ислама» – ваххабиты или салафиты, те, кто призывает отказаться от местных традиций и вернуться к ценностям первоначальной исламской общины. Суфии же выглядят как естественные союзники. Такая ситуация сложилась в Дагестане, а также в Узбекистане. У наших соседей после бурных первых лет независимости государство стало подавлять сторонников «чистого ислама», которые к этому моменту находились в состоянии вражды с традиционными улемами, многие из которых принадлежали к тем или иным суфийским тарикатам."


Ну и в заключение несколько эффектных фотографий rus_turk из его поста Психопатология суфизма.


А. Севрюгин. Портрет дервиша. Иран


Д. И. Ермаков. Дервиш. Иран


Нищенствующие дервиши-дувана́ (юродивые).
(С работы В. В. Верещагина)


В продолжение темы - Россия может стать исламским государством уже через 10-15 лет
Tags: ислам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments